Творческий портрет мастера:
Светлана Михайлец – реставратор мебели и маркетрист.
На портале Ассамблеи АХ, МИР в начале июня завершился всероссийский онлайн конкурс Маркетри 2021, и Ассамблея представляет вам интервью со Светланой Михайлец - автором работы «Крымский гранат», занявшей третье место.
КРАТКАЯ СПРАВКА
Михайлец Светлана Анатольевна родилась и выросла в Крыму. В 2006 году окончила "Национальную Академию Природоохранного и Курортного строительства" по специальности "Градостроительство".
В 2014 году стала членом Союза архитекторов Украины, а в 2016 году -членом Союза Архитекторов России. С 2019 года и по сей день занимается реставрацией мебели. Замужем. Трое детей.
Ассамблея: Расскажите немножко себе, вы творческий человек? Чем занимаетесь?
Светлана: Я вообще по образованию архитектор. Более 10 лет проработала в этой сфере. Закончила институт и сразу пошла на работу архитектором, стала членом Союза Архитекторов России. Потом ушла в декрет. Дальше началась пандемия, которая поменяла у многих вид деятельности, в том числе и у меня. Я занялась реставрацией мебели, а потом пришла к маркетри. Это получилось случайно. У одного старого винтажного стула была спинка уж совсем в плохом состоянии. Шпон весь отслоился, в общем у нее был ужасный вид, и я решила на этой спинке попробовать сделать мозаику шпоном. Вообще то я с детства занималась всякими такими видами творчества: мелкими, ручными и очень кропотливыми… Поэтому я с энтузиазмом взялась за реставрацию и это очень затянуло. Я начала изучать информацию, просматривать всякие видеоролики. Так как живу я в небольшом курортном городе (в Евпатории – прим. Ассамблеи), тут всё связано только с курортом, и никаким ремеслом вообще никто здесь не интересуется - такая уж специфика нашего курортного городка. Поэтому пришлось все это дело выискивать просто по крупицам в интернете. И таким образом я увлеклась этой техникой и сейчас неотрывно работаю в ней.
А: Расскажите пожалуйста почему вы пришли именно к реставрации мебели? Почему не вышивка или что-то, что обычно женщины делают на досуге?
С: До того, как пойти учиться в свой архитектурно-строительный институт, я хотела идти на реставратора. Но у нас в Симферополе этой профессии негде было учиться, просто не было учебного заведения с такой специальностью. Ну и сделал свое дело стереотип. Что кроме того, что нужно отучиться, потом еще нужно куда-то устроиться, а это проблематично с такой профессией. Я закончила художественную школу с отличием и хотела идти по реставрационному направлению, но так как идти было некуда, поэтому пошла в архитектуру. Тоже как-бы близко, хотя, конечно, это не совсем то, к чему я стремилась. В принципе реставрация меня всегда привлекала, потому что в реставрации мебели тоже очень много кропотливой работы: всякая резьба, всякие мелкие детали. Это просто моё. Поэтому вот так получилось.
А: Вы мама, и у вас трое детей, расскажите, как вы совмещаете свои увлечения с материнством?
С: Старшая дочка у меня большая - ей уже 15 лет. Она тоже закончила художественную школу с отличием. В общем она тоже такой творческий человек, как и я. И двое малышей погодок 3 и 2 года, довольно маленькие, но ничего, вполне получается совмещать воспитание детей и творчество. Например, маркетри занимаюсь в обеденный сон малышей и вечером, когда дети уже спят – такое тихое, умиротворяющее время.
А: А вы сейчас занимаетесь архитектурой?
С: Иногда бывают заказы. Например, недавно был заказ проекта большого дома культуры с кинозалом в Томской области. И вот мы разрабатывали онлайн дистанционно по интернету такой большой проект. У нас здесь в Крыму развито курортное строительство и бывают заказы на проекты мини-гостиниц. Еще из недавно сделанных проектов - гостиница в поселке Утес, это южный берег Крыма. В ней одна ее часть предназначена для хозяев, а другая часть под сдачу. Там был очень крутой рельеф, и нужно было увязать крутой склон с определённой архитектурой в стиле модерн. Было сложно, но очень интересно.
А: Расскажите, архитектурное образование повлияло как-нибудь на вас? Или вы с самого детства были художественно увлеченным человеком?
С: Художественное увлечение у меня пришло в детстве. Может немного запоздало. Обычно дети начинают рисовать все-таки рано, а у меня почему-то это началось с 10 класса только. Но как началось так и пошло, и пошло, и поехало. Я тогда и в художественную школу запоздало попала, чему в итоге очень рада, потому что при поступлении в институт нужно было сдавать рисунок. А архитектура на протяжении моего жизненного пути всё равно есть. Вот, например, тот же дизайн своей квартиры я придумала сама (Светлана в своем блоге в инстаграм показывает дизайн своей квартиры и рассказывает о нем – прим. Ассамблеи), что-то делала своими руками, стены декорировала сама.
А: Как вы считаете, ваш стиль в маркетри отвечает современному искусству?
С: Я думаю да. Потому что классический маркетри – это немножечко другое. Я же работаю в свободном стиле. Мне нравится более художественный подход.
А: А какой он ваш стиль, ваш почерк?
С: Я люблю живопись, и мне нравится живопись в маркетри, чтобы передать тон, передать тени. Именно это меня привлекает. Потому что с детства маркетри у меня ассоциировалась с аистами. Помните, в советское время были такие деревянные панно: аист с каким-то бамбуком. Вот это для меня и было маркетри и совсем не привлекало. Поэтому сейчас я сама работаю в более художественном ключе.
А: Расскажите о вашей любимой работе, которую вы сделали в технике Маркетри.
С: Это как раз работа «Крымский гранат» (с этой работой Светлана заняла третье место в конкурсе Маркетри 2021 –прим. Ассамблеи). Я ее так назвала потому что хотелось зацепить именно крымскую тему. У меня ещё есть ряд подобных работ, посвященных крымским фруктам, и хотелось гранат как-то передать через дерево, через шпон именно в художественном плане, чтобы был объёмный, чтобы читался посыл.
А: Объединение других сфер ремесла и маркетри происходит в вашем творчестве?
С: Да происходит. Использую маркетри в реставрации, в отделке. То есть это не просто на стенку повесил и всё, а это именно в утилитарном плане: филенки дверей, спинки стульев, фасады комодов. Вообще мастерство работы со шпоном очень помогает в реставрации, потому что довольно часто попадаются утраты кусочков шпона, и чтобы всё это дело восстановить, нужно уметь правильно подогнать, правильно обрезать, по тону подобрать, чтобы этого потом не видно было.
А: Что в вашем творчестве важнее: монетизация или искусство?
С: Симбиоз.
А: Расскажите, у вас есть ученики? Вам интересно обучать других, передавать свои знания?
С: Да интересно, я веду блог в Инстаграм. И кстати многие мои читатели начали интересоваться маркетри, потому что мой Инстаграм опроверг для них общепринятые стереотипы о тех же аистах с бамбуком или розах на столешнице. Люди просто начали немножко по-другому видеть это искусство. И мне даже писали, что удивлены работами на конкурсе Маркетри 2021, ведь там были представлены целые портреты в этой технике. Просто люди были не осведомлены. Вот поэтому я всегда рассказываю о том, чем занимаюсь, ведь это очень увлекательно.
А: А интересуются ли ваши дети тем, чем вы занимаетесь: маркетри или реставрацией?
С: Ну, младшие еще маленькие, а старшая конечно видит, что это такая работа кропотливая. Сама она тоже очень художественный человек, сейчас занимается 3D-моделированием, компьютерной анимацией… Руками пока не очень хочет работать.
А: Скажите, чего больше в вашем творчестве: ремесла мастерства или искусства?
С: Мастерство можно бесконечно нарабатывать. Да и искусству также, как и ремеслу постоянно можно учиться, узнавать и впитывать.
А: Как вы думаете, насмотренность помогает художнику или только замыливает взгляд?
С: На мой взгляд - нет, не замыливает. Если, например, на чём-то зациклился, то отвлекаешься на что-то другое, а потом приходит какая-то новая свежая мысль. И здорово, что сейчас есть множество ресурсов, где можно посмотреть разные решения. Тот же pinterest смотришь и удивляешься работам собранным со всего мира. И подмечаешь: а здесь можно вот это, здесь можно вот то, какие-то разные идеи, полезные моменты.
А: У вас есть учитель по маркетри, или вы находите всю информацию сами?
С: Нет я абсолютно самоучка. У нас этому совершенно негде учиться и совершенно нет мастеров, которые могли бы научить. Поэтому самоучка.
А: А где вы берёте какие-то знания по маркетри?
С: В Инстаграм подсматриваю у разных авторов, на Ютюбе какие-то ролики, но к сожалению там совсем мало полезной информации. Но вообще, честно-говоря, мастера не очень хотят делиться информацией, никто не хочет почему-то отдавать свои знания.
А: Как давно вы занимаетесь маркетри?
С: Очень недавно, с этой зимы. Но меня так затянуло.
А: Где можно посмотреть ваши работы?
С: В живую можно посмотреть у меня дома, и есть уже у некоторых моих заказчиков. А в сети у меня есть блог в Инстаграм https://www.instagram.com/devushka_i_tsiklya/ там я выкладываю свои работы.
А: Ну и в заключение: что бы вы пожелали людям, которые хотят делать то же что и Вы?
С: Только браться и делать. У меня просто иногда спрашивают: «Как вы так научились?!» А я говорю: «просто я взяла и начала». Поэтому надо никогда не откладывать в долгий ящик, просто брать и делать. Если это нравится, если это захватывает - просто начинать и делать, узнавать, учиться постоянно, и нарабатывать тем самым мастерство и опыт. Может не всё сразу получится, но с опытом обязательно будет прогресс.
Записала Екатерина Кессаринская. Июль 2021 год.