Новый стиль эпохи. Дизайн, образование, архитектура малых форм. Николай Матвиенко Новый стиль

 Николай Матвиенко Ассамблея

@ Новый стиль. 1 Глава. 1 Часть.


Москва. Actual Skills Academy. 2022


Предисловие к второму электронному изданию.


Первый тираж иллюстрированного полноцветного издания «Новый Русский Стиль» был издан в 2007 году. Тогда автор сделал попытку систематизировать и проиллюстрировать тенденции дизайна в России на примере архитектуры малых форм с конца 90-х годов до 2007 года. Эта книга находится в свободном доступе в интернете на различных ресурсах. Ее можно прочитать, скачать и заимствовать. Книга сейчас вызывает интерес разве только у историков, искусствоведов, и библиографов, изучающих историю стилей в российском дизайне. Ныне практикующим дизайнерам и архитекторам она не нужна, так как мода и спрос тех лет ушли в прошлое. Сейчас совсем другая линия дизайна, иные технологии, да и и вкусовые пристрастия заказчиков 2020-х 2030-х годов сильно отличаются. Начинающим дизайнерам, конструкторам, студентам архитектурных факультетов можно рекомендовать пролистать старое издание книги для изучения той эпохи чтоб для себя отметить неудачи и достижения российских дизайнеров.


Новое электронное издание полноцветного альбома охватывает хронологию 2007-2022 гг. В электронной книге сделаны некоторые предпосылки к систематизации и определению эпохи начала второго тысячелетия с анализом архитектуры малых форм (печи, камины, барбекю) и студенческих работ Русской Академии Ремесел. А также представлен визуальный ряд дипломных работ из керамики, стекла, металла, дерева. Поскольку любое образовательное учреждение имеет свою историю, своих учителей, традицию, перспективу, то и Русская Академия Ремесел тоже имеет свое лицо на ландшафте истории образования в России. Если выразить двумя-тремя словами стиль Академии за прошедшие 13 лет, то смело можно утверждать: практика, стажировка, профессиональные навыки, высокая квалификация выпускников — это основное отличие Русской Академии Ремесел.

8810

                      Коллектив Русской Академии Ремесел: дизайнеры, архитекторы, менеджеры, педагоги, творческие личости. 2022 год.


Новый стиль в системе образования и упор на практику был продиктован условиями в которых развивалась Академия.

Это внешние условия:

  • ковид и омикрон,
  • политика и экономика,
  • технологии,
  • международное признание,
  • Digital,
  • робототехника,
  • аддитивные технологии

 И внутренние факторы:

  • кадры,
  • мастерские,
  • инфраструктура,
  • интеллект,
  • запас прочности,
  • лидеры Академии.
  • И главное–это студенты Академии.

Николай Матвиенко Ассамблея 

Эскиз ВКР-выпускной квалификационной работы. Подвеска Ночной Лес. Жаркова Мария.Курсы Ювелир. 2022 год.


Исследуемый новый стиль охватывает дизайн, образование и экономику. В обзоре есть весьма очевидное и бесспорное: три десятилетия назад Россия вступила в новую технологическую и информационную эпоху. За три десятилетия в отечественной архитектуре и дизайне наметились и стали проявляться стилевые особенности, основанные на русской классической школе архитектуры и дизайна. Конечно, в данном электронном издании не представляется возможным их классифицировать и систематизировать. Но всем мастерам и художникам, повседневно занятым дизайнерской практикой, зарабатыванием на хлеб насущный недосуг капитально изучать прошлые популярные стили, канувшие в лету.

Николай Матвиенко Ассамблея

Эскиз ВКР. Колье Райский сад. Сенаторова Юлия. Курсы Ювелир. 2022 год.

Студентам и преподавателям, вольным фрилансерам и наемным специалистам совсем не лишне обнаружить и использовать, наряду с уже известными, те инновации, которые ежедневно привносят в их дизайнерские проекты информационные технологии. Теоретики искусства через многие десятилетия сформулируют главные признаки и черты нового русского стиля, а быть может нашей эпохе будет присвоено иное название. «Новорусский» стиль есть порождение сленга и удачного нарицательного имени «новых русских» – социально неоднородного многонационального социума граждан России со схожими моральными и психологическими качествами, ролевыми установками и экономическими принципами.

Николай Матвиенко Ассамблея

Эскиз ВКР. Кольцо Око. Лунева Виктория. Курсы Ювелир. 2022 год.

 

Новорусский стиль – лишь часть нового русского стиля. Это одна из его составляющих, и термин «новорусский» будет использоваться применительно к явлениям в сфере дизайна и образования. И будет проиллюстрирован проектами, рисунками, предметами, малыми формами, связанными только с некоторой областью прикладного дизайна.

 

Структура электронного издания имеет разделы по темам. Разделы разбиты на статьи, которые объединены условно, но их соединяет тема загородного дома.

Чертеж дома Ассамблея

Вертикальный разрез трехэтажного дома с мансардой.

Все что происходит в загородном доме иллюстрируется в электронном издании по мелочам. Как проектировать дом, как возводить фундамент. Как изготовить предметы интерьера и обустроить ландшафт. Витражные перегородки и светильники. Кованные изделия и керамика, печи и камины. Печам, каминам, барбекю в электронном издании отводится больше всего места, так как автор электронного издания 28 лет занимался печной практикой и проектированием каминов. Но есть место и мелкой пластике, предметам украшений и ювелирным изделиям.

Поскольку с 2010 года Русская Академия Ремесел выпустила более пяти тысяч молодых специалистов, за эти годы многие выпускники стали мэтрами, авторитетами в своей отрасли. Многие имеют свои бренды и свою инфраструктуру, открыли мастерские не только в России, но и за рубежом. Поэтому в электронном издании есть место работам выпускников Русской Академии Ремесел. И всех их объединяет приверженность высокому стилю, следование многонациональным российским традициям и поиск своего авторского почерка. Автор надеется, что, пролистав этот электронный каталог многие прикладники-художники получат новый импульс к становлению и оттачиванию своего собственного стиля.
Поскольку это второе издание, и многие чертежи, фото, тексты являются собственностью автора, их можно копировать, тиражировать, сославшись на имя автора.

 

Автор Николай Матвиенко, член Союза Дизайнеров России.

 

ЛИНИЯ И ДИЗАЙН

Высокий уровень дизайна, начинается с графической линии.
Человек получает удовольствие от созерцания совершенных линий. Центр удовольствия в правом полушарии мозга получает сигналы от зрачка глаза, который расширяется при виде гармоничных, мягких, тонких линий, передавая импульсы удовольствия через нейронные связи. У  первобытных людей линия, проведенная углем на стене в пещере Кро-Маньон на юге Франции, вызывала восхищение и удовольствие. В таких банальных фразах, как «линия горизонта« и «линия силуэта«, кроется история культуры, генофонд страны, ее образ жизни, взлет и падение человеческого гения. Степень энтузиазма, эмоций будущих поколений напрямую зависит от того, чья рука гения нарисовала совершенную линию.

Николай Матвиенко Ассамблея

Работа ВКР Ювелир. Серьги Красная морошка. Камни гессонит, фианиты, халцедон, холодная эмаль. Анастасьевская Олеся. 2022 год. 


Создатель, художник, архитектор, дизайнер выражает свое видение через линии, приглашая нас окунуться в особый мир штрихов и завитков, таких же волшебных, как гениальная музыка. В руках опытного дизайнера линии фиксируются на бумаге или на мониторе. И начинается магия творчества. В создании линий мастер испытывает истинное удовлетворение. В каждой законченной работе есть акцент. Это может быть цвет, материал, сюжет, техника, композиция.


В 1960-х годах в США были популярны черно-белые плакаты с изображением знаменитой актрисы Мэрилин Монро. Три линии, изображенные художником, контур ее левого глаза, контур линии волос и томные губы завораживали миллионы поклонников американской актрисы. Были проданы миллионы копий этих плакатов с тремя линиями.

Николай Матвиенко Ассамблея 

 

Эскиз автора. Печная зона с тандыром.

В 1981 году на аукционе Sotheby's карандашный эскиз контур картины Пабло Пикассо "Девочка на воздушном шаре" был продан за 30 000 долларов. Только контурные линии: девочка, шар, мускулистый мужчина.


Как с помощью графических линий изобразить новый стиль? В понятном и знакомом образе со смыслом эпохи: так, как его изображали в чаплинский период, с цилиндрами, тросточками, усами. Или как изображение эпохи хиппи 60-х годов: солнечные очки, Джон Леннон, гитара и длинные волосы. Черно-белые штрихи портрета Че Гевары олицетворяли целую послевоенную эпоху на протяжении 50 лет конца прошлого столетия. Но сейчас Че Гевару никто и не вспомнит кроме узких специалистов.

Николай Матвиенко Ассамблея 

ВКР курса «Художественный витраж». 2022 год


Трудно нанести два или три штриха на эпоху нового русского образа жизни. То, что рисуют в карикатурных журналах, имеет лишь поверхностный, вульгарный смысл и относится только к «новым русским». Как запечатлеть для потомков нашу эпоху двумя тремя штрихами? Новорусские: Рублевка, Мерседесы, загибание пальцев, золотые цепи. Или два три штриха: амперсанд, цифра, гаджет, атом.
Если полистать альбомы изобразительного и декоративно прикладного искусства XIX века, там можно обнаружить некие узнаваемые и знакомые образы.


Обнаруживаются знаковые графические линии в старом русском стиле. Русский классицизм, запечатленный в эскизах князя Николая Львова. Великолепие и буйство черно белой графики сохранилось для нас в элегантной графике Александра Барановского, с видимыми линиями и образами: колонны, вазы, прозрачные ткани, резные украшения и камины.


Дизайнер и художник в современном мире интуитивно и ассоциативно исследует окружающую действительность и внутренний мир своего «я» в процессе поиска образов будущих моделей предметных дизайнерских вещей. Мода меняется не только в обуви и одежде, но и в архитектуре. Архитекторы с их знанием истории искусства учитывают глобальное потепление и экспериментируют с линиями, принимая во внимание технологический и информационный прогресс и влияние окружающей среды на среду обитания.

Авторская аранжировка творения напоминает слаженный оркестр, в котором каждая партия звуков, акцентов (штрихов) продуманы до мельчайших деталей. Современные мастера, художники, дизайнеры-прикладники полностью овладели техникой цифровизации искусства и тонко чувствуют графические линии своего будущего шедевра. Мастер генерирует идеи и образы и задает общее направление. Новая российская дизайн-индустрия вовлекает в свою орбиту все сферы человеческой деятельности: политические, технологические, экономические, социальные и научные аспекты.

Президент Союза Дизайнеров России Виталий Ставицкий считает:

«…Нас интересуют вопросы экспортной политики — «Made in Russia». Мы хотим популяризировать именно российское лицо дизайна, то есть все те товары, которые у нас делаются, нашу стилистику, нашу линию дизайна с русским характером. Есть, например, немецкий дизайн, который называется «квадратиш-практиш-гут», есть швейцарский дизайн, итальянский, и наш есть. Но имя ему еще не придумали...»

Пробужденный российской рыночной экономикой, экономической и эстетической свободой и архитектурным творчеством, как и во времена Французской революции, российский дизайн ищет свою новую идентичность и место под солнцем. Традиционные духовно-нравственные ценности возведены в ранг приоритетной государственной политики в области дизайна, архитектуры и масс-медиа.

Николай Матвиенко Ассамблея

Курсовые работы студентов Русской Академии Ремесел в традиционных и новаторских мотивах. 2022 год. 

Новый российский дизайн среды обитания и предметный дизайн прошли несколько этапов развития.

Первым этапом был традиционный широкий размах русской души. Огромные цепи на шее, туфли на толстой подошве, большие кресты с цепью, гектары земли вокруг загородных домов и гигантские квартиры в Подмосковье.

Второй этап-вычурность и гламурность восточного стиля, роскошь и шик интерьеров и одежды.

Третий этап-минимализм, с акцентом на аскезу и простоту в области тюнинга и дизайна. 

Четвертый этап-здоровый образ жизни, рационализм, футуризм, высокие технологии цифровизации. Четвертый этап еще длится, и не выделяться - таков современный девиз.

Но мода эфемерна и изменчива. Через 10-20 лет мало кто будет помнить основные атрибуты теперешней новой российской востребованной моды. Ковид и омикрон исчезнут, гаджеты сгниют, конторы и офисы закроются за ненадобностью, евро распадется, доллар истлеет. Останутся лишь вечные вещи: печи и камины, каменные башенки, каменные плиты, скульптуры, стекло, керамика, металл. Останутся линия и дизайн сегодняшней эпохи. И по этому дизайну будут изучать нашу эпоху, а не по гаджетам и зеленым купюрам.

Николай Матвиенко Ассамблея

Выпускник Академии Ремесел Дмитрий Попазов тонко чувствует стиль и моду десятилетий и тренд 2030 гг. Мотивы амперсанд. Фрагмент изразцового декора камина Бристоль. Фирма КерамикаДекор.

Материальная культура человечества, зафиксированная в камне, металле, стекле, керамике это микрочип, с которого можно считывать музыку мезолитического дождя, вкус обеда кроманьонца, и изыски современного дизайнера перед глобальным потеплением.


От самых ранних кремневых наконечников стрел, известняковых блоков пирамид Хеопса и базальтовых идолов Стоунхенджа, до мраморных колонн Парфенона, известняковых украшений сгоревшего Нотр-Дам де Пари и доломитовых арок храма Христа Спасителя – по этим каменным мегалитам наши потомки будут изучать историю второго и третьего тысячелетий. Каждая историческая веха с двумя или тремя нулями интересует историков, теологов и архитекторов с точки зрения космического бытия, тенденций, закономерностей и обобщений. Автор пытается осмыслить новые стилистические явления дизайна России конца XX и начала XXI века.

Николай Матвиенко Ассамблея


Главным символом эпохи начала XXI века стал графический знак амперсанд. По молчаливому согласию всех дизайнеров на всех континентах знак амперсанд стал акцентом, стягом, девизом в повседневной жизни не только дизайнеров, но и бизнеса, политики, экономики. Его можно расшифровать как единство, сплоченность, прибавка, плюс, «И», конъюнкция, объединение, слияние, умножение, общность. Знак впервые был использован в I веке до нашей эры, и автор его неизвестен, поэтому амперсанд одновременно принадлежит всем, кто использует его в рекламе, логотипах, в математике, логике, дизайне, и в быту. Долго ли продержится этот знак как символ эпохи начала XXI века мы не знаем. Но наступит переломный момент, когда иные символы, неведомые силы и лидеры станут для наших потомков олицетворением эпохи. Ждем новых символов эпохи 2030 гг.


@ Николай Матвиенко. Член Союза Дизайнеров России. 24 января 2022 год.
Продолжение во второй части первой главы.

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

  1. Оставьте комментарий в качестве ГОСТЯ. Или ВОЙДИТЕ на сайт как УЧАСТНИК АССАМБЛЕИ. Sign up or login to your account.
0 Characters
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением