АССАМБЛЕЯ

художников, мастеров и ремесленников
магазин уникальных изделий и услуг

Телефон

Мы всегда на связи

Кузнецы Ассамблеи и художественная ковка

Художественная ковка и профессия кузнец в 2020 году.

Прогноз до 2030 года.

Статья посвящена анализу причин упадка рынка художественной ковки в РФ и СНГ, а также сделана попытка прогноза на потребительский спрос кованых изделий и кованых элементов после 2020 года.

      Кованый элемент, как предмет первой необходимости ушел в прошлое. Сейчас художественная ковка воспринимается как предмет роскоши для очень обеспеченных людей. Если в 2006 году в России наблюдался бум спроса на кованый элемент и кузнец профессия была востребованной, то в условиях карантина, пандемии COrona VIrus Disease 2019 профессия кузнец стала вымирающей.

      Не секрет, что есть объективные, и есть субъективные причины спада спроса на изделия ковки и культуру потребления изделий художественной ковки к 2020 году. Субъективно, так сложилось в нулевые годы, что в РФ были лидеры художники кузнецы, которые поддерживали отрасль художественного кузнечного творчества на всех уровнях: муниципальном, государственном, коммерческом, промышленном. Но, объективно - менялись экономические и политические реалии 2010-2018 гг. Многих ведущих лидеров кузнечного рынка не стало, а те, которые пришли на их место не сумели консолидировать мощный творческий, инфраструктурный и человеческий капитал кузнечного сообщества стран СНГ и РФ. В это время начали дробиться и разваливаться некогда сильные и авторитетные Союзы, школы кузнечного мастерства в Питере, Москве, на Урале, в Поволжье. Цельные творческие коллективы распадались и дробились, кузницы продавались с молотка, кузнечное искусство становилось коммерческим с приходом холодной ковки. Стагнация строительного рынка привела к естественной убыли кузнечных кадров и к 2019г. кузнечное творческое сообщество последовательно теряло свой былой авторитет и славу. Остались региональные лидеры кузнецы, которые сумели сплотить вокруг себя небольшой коллектив преданных делу кузнецов художников. Ко всему прочему, резко очертились грани условного водораздела «старой школы кузнецов» и «новой молодой школы кузнецов». Школа кузнецов художников, сформировавшаяся в конце 20 века, была эталоном и образцом для подражания во всем мире. Гениальные кузнечные произведение того времени невозможно повторить в современных технологиях, потому что эти кузнечные шедевры были напитаны вдохновением и гением творца кузнеца. А современные молодые кузнецы в условиях рынка, коммуникаций интернета, иных творческих приемов кузнечного искусства не захотели быть похожими на тех классиков кузнечной школы прошлого века. Отсюда неприятие, непонимание, раздробленность разных подходов к творчеству и коммерции, конфликт поколений, конфликт приоритетов. Раньше дух и гармония – сейчас коммерция и коммуникация. Современные шедевры кузнечного искусства в стиле минимализм и аскетичность, входят в противоречие с византийской роскошью, витиеватостью кованых линий, замысловатостью узоров ковки 1990-2010 гг. Стили ковки барокко, модерн, классика сейчас не востребованы потому что это очень дорого и нет мастеров, специализирующихся на одном стиле. Сейчас мастера пытаются работать во всех стилях. Но только специалисты знают, как кузнецу мастеру легко скатиться от лофта к хай-тек, и от фьюжн в стимпанк. Это означает, что заказы на замысловатые, ажурные, кованые изделия и элементы исчезают, или их становится очень мало. Это означает, что те восемь тысяч профессиональных кузнецов, которые были членами Союзов кузнецов, гильдии кузнецов, творческого союза художников ДПИ, кузнечная артель, региональных отделений кузнецов – вынуждены переквалифицироваться в более востребованные профессии: моделлер, сборщик, аргонщик, станочник на ЧПУ, 3d визуализатор, мастер сварки, инженер конструктор. И что самое главное – современный кузнец художник – универсал. Он график, художник, программист, менеджер, коваль, сварщик. И еще десятью специальностями владеет. Универсальность стала нормой времени, тогда как старая школа кузнецов имела узкую специализацию. Были узкие профессии: кузнец на молотах и прессах, кузнец горячего прессования, кузнец ручной ковки, кузнец кузнечной сварки, кузнец оружейник. Но раньше и нужды народного хозяйства требовали узкой специализации. Сейчас на дворе 2020 год и нужды народного хозяйства сместились в робототехнику, кибернетику, аддитивные технологии, нано технологии. Кроме того, издержки на содержание инфраструктуры кузницы выросли на порядок, а следовательно – рентабельность кузнечного производства резко снизилась. В среднем, по Москве кузница и ее рентабельность до кризиса составляла 40-45%. После кризиса она упала до 10%. А некоторые кузницы начали работать в убыток. Известно, что кузнец работает от заказа к заказу. И время простоя в ожидание кузнечного заказа ему никто не оплачивает. То есть, ожидание — это прямые убытки. Единственная ниша для современного кузнеца это – декоративно прикладное искусство среды обитания человека: дом, ландшафт, дача, квартира, подарки. Даже на кузнечное творчество у кузнеца не остаётся ресурсов, времени, материалов. Отдельный разговор о преемственности и передаче опыта молодым кузнецам. На это способны единицы кузнецов из старшего поколения. Три ведущих учебных заведения готовят художников по металлу: СПбГХПА им. А.Л.Штиглица (Муха), Строгановская Академия и Русская Академия Ремесел.

      Собрав статистические отчеты и проанализировав спрос на кузнечные элементы и художественную ковку за прошедшие 30 лет, можно сделать небольшой прогноз спроса, и падение спроса на некоторые кузнечные изделия авторов кузнецов в 2020-2030гг.

  • Останется спрос на изделия и услуги кузнеца:
  • реставрация кованых изделий прошлых лет;
  • кованые жиканы: петли, засовы, ручки, заклепки, декоративные накладки, шпингалеты, кованые гвозди;
  • кованый подстаканник и бутылочница из кованого металла;
  • предметы быта: кованая ложка, кованая вешалка, кованый светильник и подсвечник, рама кованая;
  • кованые аксессуары для мангала и русской печи;
  • вешалки трех и четыре рожковые;
  • подарки кованные: любимому, шефу, к юбилею, корпоративные;
  • реплики старинных знаковых памятников: Кижи, Пизань, Эйфель, Биг-Бен, Кремль, Свобода, София, Афон;
  • инженерная ковка для сложных конструкций и механизмов;
  • в стиле аскетичного минимализма декор на окна и балконы.                       
  • Ожидается значительное падение спроса на кузнечные изделия:
  • ворота кованые с калиткой премиум класса;
  • кованая винтовая лестница;
  • банкетки, кованые канапе;
  • камины и аксессуары каминные;
  • кованые мангалы и барбекю.
  • Исчезнут из потребительской корзины олигархов и проворовавшихся чиновников:
  • беседки кованые;
  • диваны и кровати кованые; 
  • ограждения кованые и заборы кованые премиум класса;

      Как видно из этого приблизительного перечня останется спрос в будущем десятилетии 2020-2030 гг. на изделия кузнеца недорогие, не громоздкие в стиле аскезы и минимализма. Исчезнет спрос или сведется к минимуму на кованые изделия премиум класса, дорогие кованые изделия с претензией на византийскую роскошь. Это вовсе не означает что не будет заказов на дорогие кованые изделия. Они будут. Но на такой заказ ковки будут претендовать сразу 50 кузнецов, и заказчик естественно будет выбирать самого универсального кузнеца с развитой инфраструктурой. А у подрастающего поколения молодых, которые мечтают стать кузнецом, которым сейчас 15 лет, будет возможность познакомиться с произведениями настоящих кузнецов только по фильмам, экскурсиям и цитатам из популярных книг. Как например, Железный трон из сериала "Игра престолов". Они, может быть будут зачитываться фэнтези Кузнец из Большого Вуттона. Джона Рональда и Руэла Толкиена. «…просто Кузнец, ведь он стал лучшим мастером кузнецом, и в кузнице мог выковать любое изделие. Это были простые и полезные вещи: плуг для пахаря и топор для плотника, кухонная утварь, жиканы, скобы, щеколда, крючки и заклепки, и много кованых элементов. Все эти кованые изделия были не только надежными, но они были еще и красивыми, каждый кованый элемент сделан с любовью, ими было приятно пользоваться, и на них было приятно взглянуть…. И у современного кузнеца не останется время, чтоб он делал кованые изделия для собственного удовольствия, … потому что он мог придать металлу легкость и нежность… Вот и все, что люди знали о Кузнеце…»

      И когда кончится кризис в 2030 году новое поколение кузнецов изобретет кузнечный станок, не холодной ковки, а горячей ковки. И кузнец художественной ковки станет такой же редкостью как сейчас изготовитель латов, лозоплетельщик, лудильщик, золотарь.

      Но это будет не скоро.

      А пока еще остались настоящие кузнецы ручной ковки, и пока их горн еще не остыл, и руки помнят тепло ручки молота, обращайтесь к кузнецам художественной ковки в торговый дом Ассамблея.