Мастера Ассамблеи.
Мы продолжаем рассказывать о профессионалах АССАМБЛЕИ.
Молоканов Александр Юрьевич - потомственный стеклодув.
Школа аппаратурного цеха ПО «Химлаборприбор». Изготовление из боросиликатного стекла химико-лабораторной посуды, декоративно-прикладных и художественных изделий. Член Творческого Союза художников России и Международной Ассоциации Художников, секция Декоративно-прикладного искусства. Родители Александра работали на «Химлаборприборе». Отец Юрий Иванович Молоканов (1939-2006) – стеклодув-аппаратурщик аппаратурного цеха и цеха индивидуальных заказов, более 30 лет занимался любимым делом. Мать – Клавдия Александровна Молоканова – работала более 30 лет на «Химлаборприборе» мастером аппаратурного цеха и цеха индивидуальных заказов, в отделе сбыта. Именно она впервые привела сына к стеклодувам. В течение двух недель смотрела за ним, стараясь понять, сможет ли Саша овладеть профессией. В результате четырнадцатилетний Александр все летние каникулы проработал в стеклодувном цехе совхоза «Слободской» в деревне Слобода, где мать работала мастером цеха. Ей пришлось написать заявление директору совхоза, что всю ответственность за сына она берет на себя. С 18 лет Александр работал стеклодувом аппаратурного цеха «Химлаборприбор». Освоил изготовление самых сложных изделий: холодильники, поглотители различных типов, сложные аппараты разных видов, вакуумные краны и прочие изделия, которые делали стеклодувы высших разрядов. В 1990-е предприятие начало угасать и с «Химлабора» пришлось уйти. Но бросить профессию, находящуюся на стыке огня и воздуха, уйти от магии стекла не удалось. Александр каждую свободную минуту рвался к любимому делу, находя именно в нём возможность самореализоваться.
Не все стеклодувы выдувают стеклянные изделия по одинаковой технологии. Стеклодувы-аппаратурщики, как Александр – высшая категория стеклодувов. С помощью газо-кислородной горелки и инструментов они создают стеклянные приборы для химических и биологических лабораторий, фармацевтических фирм. С помощью специальной трубки выдувальщики набирают жидкое стекло из печей и придают ему нужную форму, используя специальные инструменты.
Стеклодувы-аппаратурщики много работают за горелкой, температура пламени которой достигает 1500°С – 2000°С, отсюда и главная издержка профессии – ожоги. Бывают случаи, когда заготовка лопается в пламени и осколки летят в разные стороны, а от жара на спецодежде плавятся пуговицы. Поэтому стеклодувы прячут глаза за специальными очками с неодимовыми линзами, блокирующими жёлтое натриевое излучение от нагретого в пламени стекла.
У стеклодува должны быть стальные нервы и стальные руки: некоторые заготовки бывают весьма тяжёлыми, а разогрев стекла происходит на весу на вытянутых руках. При этом изделие нельзя откладывать в сторону, пока мастер не завершит работу.
К Александру обращаются из разных уголков страны.
Из Самары звонили с просьбой отремонтировать сосуд для химических реакций. Из-за закрытия границ, связанных с эпидемией коронавируса, нельзя заказать новый. Александр изучил присланные фотографии и думает, стоит ли браться за восстановление изделия: неизвестно, как поведет себя стекло при ремонте.
Личный рекорд стеклодува Молоканова – плафон диаметром 180 мм и длиной 380 мм. Размером он получился, как дыня, никто такое не делает. Американцы, когда увидели, выпали в осадок, назвали Александра «крэйзи рашн». Рекорд штатовских стеклодувов – изделие диаметром 50 мм, всё остальное они делают на станках.
Сегодня мастера-стеклодувы на вес золота: в России нет соответствующего профессионального образования. Им хотят отменить вредность и уход ранний выход на пенсию. В итоге мастеров почти не осталось, и браться им неоткуда.
– Здесь в моём аккаунте Инстаграм появился новый подписчик из Самары, – рассказывает Александр. – Я обрадовался, думал новый стеклодув. Оказалось – дед, ровесник моего отца 1939.
Ка говорит Александр, самое лучшее профессиональное сообщество – в Германии и Великобритании. Самое многочисленное – в США (свыше 500 человек), но мастеров такого класса, как в Германии там немного. Есть мастера в Индии, Австралии и Новой Зеландии. Но там профессионалов можно по пальцам пересчитать. Вероятно, стеклодувов немало в Китае, но о них нет никакой информации.
«– Немецкая школа стеклодувов – самая сильная в мире», – объясняет Александр. – Ею сложней овладевать, но результат того стоит. Я и сам обучался по стандартам немецкой школы. И в стекольной столице Германии – Вертхайме, когда я ездил к знакомым, случился казус. Один из мастеров спорил с моим знакомым Казимиром Лещевским, пытаясь ему что-то доказать. Казимир – стеклодув-полиглот. Учился в советской Литве, отлично знает русский, литовский, польский, немецкий, и немного английский, переехал в Германию в конце 1990-х и работает в одной из старейших стекольных компаний Германии. Он мне и объяснил, что мастер пытается узнать, у кого в Германии я учился, не верит, что меня так научили советские мастера.
Вообще к россиянам странное отношение. Меня спрашивали, есть ли у меня штангенциркуль (у меня их несколько), умею ли я читать чертежи. И Казимир предупредил, что в ресторане будут смотреть, могу ли я владеть вилкой и ножом…
Для того, чтобы стать стеклодувом в Германии, нужно специальные тесты пройти. Тебя не будут обучать, если нет пространственного мышления и нормальной моторики рук. Высший пилотаж у американцев сделать вручную несколько одинаковых вещей. Для российских стеклодувов-аппаратурщиков – это норма. Я могу делать партии изделий в любом необходимом количестве, с допуском согласно чертежам и сейчас есть единственный ученик Илья Конев, работает стеклодувом Московском институте физических проблем им. П.Л. Капицы. Он пытался учиться по американским видеоурокам, в итоге мне пришлось год его переучивать, доказывая, что неправильно работает.
Есть, конечно, курсы при Русской академии ремёсел, на которых Александр преподает основы профессии стеклодува, но для того, чтобы стать мастером в этом деле нужна ежедневная практика. Профессия требует быстроты реакции, кропотливости, развитой мелкой моторики рук, усидчивости, внимания и умения чувствовать и «понимать» стекло.
Жаль, что наше государство не уделяет должного внимания подготовке таких специалистов: есть опасность, что многие секреты профессии будут безвозвратно утеряны.
Анна Кузнецова. Новости Клина. 01 апреля 2020г.
Гальваника и гальванопластика от инженера художника Николая Овсянникова.
Николай Овсянников выпускник кафедры художественного металла Академии имени Строганова. 15 лет он проработал начальником участка на Софринском комбинате РПЦ, известном как завод по производству церковной утвари. Имеет неоценимый опыт в изготовлении оригиналов и макетов уникальных изделий культового и светского назначения. Дает консультации по домашней гальванопластике, проводит мастер классы гальванопластики, преподает курсы гальванопластики в Строгановской Академии и Академии Ремесел.
Николай считает, что гальванопластика для современных мастеров и ремесленников это неограниченные возможности декорирования, творчества, креатива и драйва. Если вы создали шедевр декоративно прикладного искусства в металле, пластике, папье-маше, керамике, гипсе и хотите его покрыть золотом, медью, хромом, то такая возможность есть в мастерской инженера художника Николая Овсянникова.
Специалисты гальванической художественной мастерской с профессиональным походом и опытом сделают единичный экземпляр или сделают тираж. Как в мелкой ювелирной пластике изделий, так и крупногабаритных бюстов, и скульптур. Ваши самые смелые фантазии и идеи теперь легко могут быть воплощены в мастерских Ассамблеи. Мы предлагаем изготовление и тиражирование художественных барельефных картин, табличек, плакеток, гербов, наградных кубков, багетов. А также ювелирных изделий, филиграни, сувениров, церковной утвари, фурнитуры и накладок для инкрустации мебели, скульптур. Кроме гальванических работ мастерская выполнит работы по изготовлению модели, если у вас ее нет. Качество гальваники и ее обширные возможности не означает, что стоимость гальваники высокая. Стоимость определяется только габаритами изделия. Чем меньше изделие, тем меньше времени и соответственно стоимость гальванического покрытия.
Технологические операции: моделирование, изготовление форм, формование, изготовление клише, изготовление матриц, восковка, гальванопластика, патинирование, графитирование, латунирование, хромирование, электролиз, омеднение, серебрение, золочение, амальгама, никелирование, платинирование. Все эти процессы происходят в мастерской в творческой лаборатории Ассамблеи и в гальванической ванне.
Прежде, чем опускать изделия в гальваническую ванну, поверхность подготавливают для покрытия и для того, чтобы оно казалось полированным. Иногда художник ставит задачу, чтоб поверхность была матовой. Шлифованные и полированные художественные изделия освобождаются от жира, обмыванием спиртом или бензином или погружением в щелочь, которая отмывает жир. После этого предметы снова обмываются, а оставшийся жир удаляется при помощи каши из едкой извести и мелового порошка.
Мелкие металлические изделия покрываются слоем никеля с целью придания им более приятного для глаза наружного вида. Машинные части также часто покрываются никелем, что облегчает содержание их в чистоте. Очень распространено также покрывание никелем инструментов и приборов: медицинских, слесарных, фармацевтических, химических и других. Электрогальваническое золочения похоже на серебрение. Для приготовления ванны в качестве растворяющего средства пользуются синеродистым калием или берут для этого железисто-синеродистый калий, который в сравнении с синеродистым калием имеет то преимущество, что он не ядовит. Золотые ванны разделяются на ванны для холодного и горячего золочения. В случае больших предметов подогревание ванны было бы слишком затруднительным, а потому для них применяют холодное золочение.
При электролитическом золочении можно получать различные оттенки и окраски. Пользуясь токами различной силы, можно изменять тональность осадка, от светло-желтого до золотисто-желтого и, затем до тёмно-жёлтого. Прибавляя в ванну серебро или медь, получают соответственно зеленоватый, красноватый или даже розовый оттенок. Покрывая предметы соответствующей грунтовкой, получают по желанию матовое золочение.
Покрытие медью применяется также для декоративных целей. Так, некоторые художественные изделия снабжают полированными медными поверхностями. Стремление удешевить художественные изделия вызвало к жизни довольно обширную промышленность по изготовлению художественных изделий из железа и цинка и покрыванию дешевого металла оболочкой из лучшего материала. Таким образом, применяется покрывание медью с целью придать предметам вид массивных медных изделий.
При покрывании латунью в гальванической ванне осаждается сплав, который получается от одновременного присутствия в ванне меди и цинка. Изменяя силу тока, можно получать осадки с преобладанием того или другого металла и таким образом создавать различные оттенки. В художественном творчестве этот способ нашел широкое применение для блестящих латунных вещей, рамок, блюд, дверных табличек, ритуальных таблиц и надписей.
Обратившись к профессионалу Николаю Овсянникову, вы получите уникальную возможность удовлетворить свой спрос на разнообразные художественные изделия, которые будут дарить позитивные эмоции вам, вашим детям и внукам.
Работайте с профессионалами Ассамблеи.
Добро пожаловать в Ассамблею.
3D проектировщик Екатерина КАЗАК.
Смотрите подробней о курсах Екатерины КАЗАК. https://academycrafts.ru/courses/robototekhnika-i-it/3d-modelirovanie
Ассамблея всегда охотно рассказывает и публикует материалы о мастерах профессионалах. Сегодня рассказ проектировщика, дизайнера, художника Екатерины Казак.
В списке самых востребованных профессий и престижных специальностей «тридешник», или 3D проектировщик стоит на первом месте. Казалось бы, а что тут особенного? Сейчас практически любой пользователь интернета владеет инструментами художественно-графических и конструкторских задач. На гаджетах рисуют пальцем младенцы, и удивить кого-то новыми проектными решениями невероятно сложно. Все умеют изгибать, сужать, скручивать рожицу или маску. Но совсем другое дело создать эмоцию и продать ее. От рождения идеи-эмоции до изделия готового проходит три-четыре дня. В это невозможно поверить. Но это так. Сначала надо посмотреть кучу всяких порталов, площадок, онлайн-магазинов, ярмарок виртуальных и выставок продаж в интернете. Синтезировать, анализировать, понять спрос и моду. Это на уровне интуиции и знаний. Знаний истории моды, знание марок производителей, конъюнктуры рынка. Не надо забывать, что отрасль ювелирная в целом государством РФ брошенная, как сирота казанская. Но отдельные художники ювелиры, скажем – десять гениальных художников России поддерживают ее имидж на международном уровне. Эти честные частные мастера, за свои деньги устраивают конкурсы и выставки. Но чиновники за это ухитряются получать чины, звания и премии, не потратившись ни центом, но умело состряпавшим отчет. Так вот русским отчетам верить нельзя– чепуха на постном масле.
Идея-эмоция рождается внезапно и сильно. Она тебя захватывает, и ты в ее власти начинаешь рисовать, проектировать, моделировать. Через день готова модель, еще через день ты ее отливаешь. Потом обрабатываешь, шлифуешь, гранишь, опускаешь в гальваническую ванну. И эмоция готова лечь в постель - свою упаковку. Она созрела за пять дней. И процесс проектирования ее занял всего полтора дня. Если у тебя отточенные все технологии, ты знаешь где что брать, как вдохновляться, как находить нужного заказчика – процесс от заказчика к исполнителю сокращается. В этом мне помогает и участие в Ассамблее. Здесь все очень профессиональные мастера своего дела. Литейщики, например. Самый большой размер литейной печи у меня на 100 грамм. А у членов Ассамблеи на 50 килограмм. Или. Я не могу себе позволить иметь гальванический цех. А у членов Ассамблеи есть гальванический цех с хромированием (позолота) и никелированием (серебрение). Создание 3d модели делается на основании форзац-эскиза, с заданными точными математическими параметрами, задуманной цветовой палитрой формы, огранки, вида литья. Rhinoceros 3D это программа в которой я проектирую изделия.
Почему я люблю работать непосредственно с заказчиком? Потому что заказчик рассказывает мне эмоциональную историю. Сейчас все любят изделия с историей. Это и на аукционах, и на выставках винтажных и ретро продажах. Даже если это новодел – у него должна быть история рождения. Паспорт – так сказать. Кулон. Пражская весна. Почему у него такое название? Потому что заказчик попросил меня для его любимой женщины сделать память реплику о Праге, где они познакомились и двадцать лет вместе в браке счастливы. Еще не оформленные камни и не огранённые имеют свою историю. Это очень важно подчеркнуть. И вдохнуть в него жизнь. Эмоцию. Почему изделия из Китая мертвые? Потому что у них нет истории. Нет эмоции. Часто обращаются с чертежами, эскизами, фотографиями и изображениями. Просят повторить. Не буду останавливаться на технологическом цикле: полигональная визуализация, цифровая детализация, векторные объекты в Rhino, Рендер в Maxwell Render, изготовление мастер форм, резиновой и гипсовой формы, литье, шлифовка и т.д. Расскажите мне красивую и захватывающую историю – и из вашей истории родится шедевр. Сначала в компьютере – потом живой. И автором этого изделия будете вы. Так как это ваша история.
Пишите свою историю вместе с профессионалами Ассамблеи.
Денис Ипполитов – художественная керамика.
Смотрите фильм об Денисе Ипполитове https://www.youtube.com/channel/UCniuKh1OPNFQki_nOLDhDwQ
Денис не только художник и керамист, он еще и педагог, в прошлом юрист, директор и основатель бренда Троицкая Керамика. К гончарному и керамическому искусству Денис не шел окольными путями – сразу поставил себе цель учиться у известных авторитетов керамики и гончарного искусства. Первым его учителем стал легендарный Александр Поверин. После обучения Денис поехал стажироваться в Италию в мастерскую Джино Джеминьяни. Там и зародились его первые коринфские и критские образы ассоциации, запечатленные в керамике: павлоны, карточчо, горафоно.
Ностальгия по генетической культуре через графическую линию образа керамического сосуда заставляет зрителя остановится и вглядеться в свое прошлое. И не важно, это греческие, скифские, древнерусские мотивы в кувшинах и глечиках, но магия формы и линии притягивает в творчестве Дениса Ипполитова. Повторить его можно, но превзойти невозможно. Он охотно передает свои знания и опыт детям и молодежи. Всплеск эмоции, вот что он считает самым главным при работе с глиной на гончарном круге.
Денис работает в разных технологиях глазурного обжига, молочного обжига, обжига раку.
В салоне мастерской Троицкая керамика стоят изделия: кумган, лампа, пивняк, кувшин, квасник свистулька в виде всадника, кашпо, всевозможные вазы и крынки, чайник с инфундиркой, солило, большинство из которых являются традиционными русскими гончарными формами. Мастер считает своим долгом популяризировать и другие старинные традиционные формы русской посуды, о существовании которых многие даже не знают. Такие, например, как щанки и кашник. Щанки (или близнята) – глиняный сосуд, представляющий соединённые между собой два горшочка с ручкой. В щанках можно было носить сразу два блюда работникам в поле, например. Современные дети называют щанки древнерусским ланч-боксом.
Есть старинное керамическое изделие, маленькая чашка – кандюшка. Датируется оно примерно XVII-XVIII веками и обнаружено в Клину. Использовалась кандюшка для подачи напитков. Выполнено изделие без применения глазури по традиционной русской технологии восстановительного обжига. Тактильные и зрительные контакты с материалом вынимают из глубины души прекрасные эмоции, которые передаются ученикам и зрителям. Четыре стихии подвластны мастеру художнику: вода, земля (глина), воздух, огонь. В руках мастера эти стихии подчиняются его воле, силе духа и таланту.
Ассоциации, образы, чувства, эмоции, и даже ароматы столетий напрямую зависят от формы конкретного изделия, от линии и гармоничности образа. Цвета – в основном чёрно-белые, так как автор делал акцент именно на форме и функционале предметов. Можно так сказать: керамистов много, талантливых керамистов мало. О своих персональных выставках Денис рассказывает мало, так же, как и том, что его изделия из керамики приобрели в частные коллекции не только российские олигархи, но известные коллекционеры в Европе, Азии и США.
Приобретая эмоции в керамике, вы приобщаетесь к культуре своих предков.
Рекомендации от профессионалов АССАМБЛЕИ.
Конструктор инженер Андрей Филатов.
Смотрите фильм об Андрее Филатове. https://www.youtube.com/
Ассамблея состоит из профессионалов высокого уровня в разных областях прикладного дизайна и инженерии.
Читайте короткий материал об Андрее Филатове – он мастер универсал копировально фрезеровального станка, копировально лазерного станка.
Сложные объёмные трехмерные изделия отдавайте мастеру. Не пожалеете потраченных усилий и денег, а также получите положительные эмоции.
Штампы старого ушедшего тысячелетия оставили в подсознании некий собирательный образ мастера - «токарь-универсал-фрезеровщик» обязательно с фуражкой и карандашом за ухом. Но сейчас это совсем другой профессионал - высшее профильное образование, курсы повышения квалификации, работа в смежных областях и опыт минимум десять лет. Владение смежными областями – трехмерное проектирование и дизайн, программирование, метрология, технология обработки материалов.
Не обязательно фрезеровщику владеть всеми программными продуктами 3D проектирования: ArCon, 3D VisiconPro, 3DMax, bCAD Про, Cinema 4D, Sweet Home 3D, Softimage 3D Infini-D. Фрезеровщику достаточно овладеть инструментом построения сетки - квадрат, полу-сфера, куб, шар и любая геометрическая фигура. В любой из этих графических программ есть инструмент подсветки, придания фактуры, масштабность, перетекание, поглощение, рендеринг.
Профессию фрезеровщика выбирают с мощной мотивацией и сознательно. Не секрет, что дизайнер ювелирных изделий, модельер, художник по персонажам, геймер или художник задумывался – как сделать из материала нужный объект своего проекта. Отсюда первая и самая сильная мотивация – профессионалов мало (требуется очень много) и зарплата у них очень высокая. В среднем зарплата выше на 70-100% от любого офисного планктона. Вторая мотивация – творческая индивидуальная деятельность. В коллективе надо иметь командный дух, а здесь ты остаешься один на один с материалами, с проектом, с компьютером, с программой и творишь что-то новое.
Есть конечно и минусы. Необходимо постоянно повышать квалификацию, чтоб не отстать от конкурентов и коллег. Но если у вас есть цель, креативное мышление, чувство пропорций и стиля, инженерное мышление, то фрезеровщик — это ваша профессия. Для фрезеровки каких материалов фрезерно копировальный станок? Металл, дерево, пластик, массы, кожа, керамика, композиты. Не каждый копировально фрезерный станок позволяет изготовить копии оригинальной детали конвейерными сериями, поэтому надо еще разбираться в типах, моделях, производителях фрезерно гравировальных станков.
Если у вас есть оригинал макет авторского изделия, тогда можно изготовить целую серию однотипных изделий. При этом копир позволяет делать: гравировку, надписи, вологодские кружева, орнаменты, копии портретов. Можно выполнить сложные станочные и инструментальные работы: шестеренки, лопатки, винты, штампы, пресс-формы и другие. Фрезеровщик, он же оператор обслуживания станков с ЧПУ должен уметь закреплять фрезы и режущий инструмент, закреплять детали, устанавливать сканер копир. Кинематическая взаимосвязь режущего инструмента и сканера у фрезеровально копировального станка обеспечивается механикой, пневматикой или гидравликой. Авторская модель является -эталоном, а элементом, сканирующим рельеф модели, — копир или сканер щуп. При выборе станка обращают внимание на его вес, мощность, цену, производительность, модульность, универсальность.
Важнейшие отличительные признаки копировально фрезерного станка:
- наличие пантографа;
- фотокопировальное оборудование;
- трехшпиндельная головка;
- пневматические, гидравлические зажимы фиксаторы.
При повышении квалификации фрезеровщик дополнительно сам осваивает рабочие модули программ:
- устройство многошпиндельных агрегатных средств;
- обслуживание плазмотрона;
- контрольно измерительные приборы;
- инструменты для станков;
- квалитеты и допуски.
Таким образом, фрезеровщик в современном понимании это профессионал универсал, обладающий знаниями и умениями, навыками и практикой в смежных областях прикладного дизайна, 3 D проектирования, инженерии, технологии материалов, аддитивных технологий.
Обращайтесь к профессионалам Ассамблеи.
Добро пожаловать.