Олег Семенов – художник, гравер, оружейник, педагог.
Семенов Олег Сергеевич родился в Туле в 1962 г. Имеет специальное художественное и высшее техническое образование. Уполномоченный эксперт по культурным ценностям. Награждён Почетной грамотой Министерства Культуры РФ. Получил юбилейную медаль «300-летие государственного оружейного производства в городе Тула». Кавалер Ордена Франца Петровича Бирбаума с присвоением звания «ГЛАВНЫЙ МАСТЕР» и Большой знак Ордена «Карл Фаберже – Придворный ювелир» Мемориального Фонда Карла Фаберже, а также кавалер Ордена «За заслуги» ГиМО.
Автор книг «Авторское оружие. Создание образа и отделка» и учебника «Гравировка. От простого к сложному». Книги автора, как и авторские композиции художественного холодного оружия находятся в ведущих музеях РФ: Эрмитаж, Оружейная Палата Московского Кремля, Государственный Исторический музей, Тульский государственный музей оружия.
Олег Сергеевич создал около пятидесяти работ авторского холодного художественного оружия (АХХО). В соавторстве с другими мастерами-оружейниками, в которых он отличился только как художник гравер, ещё около 180 предметов. В том числе 150 работ авторского и украшенного холодного оружия, и около 30 работ, связанных с гравировкой охотничьего оружия (ружья, винтовки) по авторским эскизам. Работы мастера находятся в частных коллекциях, собраниях Московской Оружейной палаты и Тульского государственного музея оружия.
Перечисляя все специальности и профессии Олега Сергеевича: конструктор, технолог, дизайнер, гравер, инкрустатор, резчик по дереву и камню, художник, скульптор, слесарь-сборщик, осадчик, писатель, педагог, можно с уверенностью сказать, это только половина всех его профессий. Без этого багажа знаний очень сложно, а порой и невозможно, создавать авторские произведения оружейного искусства, вести просветительную деятельность, заниматься исследованиями в области оружие ведения и написанием ещё одной книги по технологии АХХО, чем активно занимается мастер в последнее время.
Писать о мастере всегда тяжело. Писать о великом мастере художнике большая ответственность. Я задался целью понять внутренний мир, ощутить энергию души, изведать силу духа, и описать эмоции творца художника. Писать об эмоциях человека можно, когда ты видишь человека каждый день, и он тебе открывается понемногу, этап за этапом, по чуть-чуть. В случае с Олегом Семеновым - о нем будут рассказывать его символы и образы, изделия и клинки, композиции и эскизы. Мастеру художнику легко понять своего коллегу мастера художника, так как движительная сила, игра воображения и одержимость работой похожа и понятна, как на подсознательном уровне, так и в сложнейших работах, цельных композициях, незавершенных проектах.
Олег Семенов публичный художник. О нем знают не только в России, но и за рубежом. Самая полная информация о нем здесь на ножевом форуме - О ножах по-русски. https://rusknife.com/topic/7566-олег-сергеевич-семёнов/?fbclid=IwAR08AObefO4hGclZO-4J3IHPxISHjaPz3nUZhGMpaDDZx28E85-vanTqqSE
На этом ножевом форуме подробная биография и фотографии работ художника-оружейника Олега Семенова, созданные им с 1997 до 2015 гг.
Еще информация и биографические сведения о художнике на сайте Русской Академии Ремёсел, в которой преподавал Семенов Олег в 2016-2017 гг. http://artkursy.ru/index.php?page=news&id=278
Здесь информация о нем как о мастере-преподавателе. К нему записываются заранее на повышение квалификации: гравера и оружейники-клиночники. Мастер-художник приезжает из Тулы в Москву один раз в месяц (по согласованию со слушателями) в Школу ювелиров Юрия Некрасова, или Русскую Академию Ремесел и дает практические занятия с теорией, начиная от создания разнообразного граверного инструмента, включая основы заточки резцов, до нюансов работы в разнообразных граверных техниках, отвечает на все вопросы слушателей с практическим разбором проб и ошибок. Уникальная возможность для мастеров Москвы повысить свою квалификацию или пройти обучение «с чистого листа».
Об Олеге Семенове еще интересные сведения в частном интернет архиве. https://www.bloha.info/view/articles/1057209/
Интервью взято у мастера во время одного из мастер-классов, проводимого по приглашению Тульского государственного музея оружия. Такие живые общения на мастер-классах, в целях популяризации и увлечения профессией художника-оружейника, проводятся со слушателями очень широкой аудитории от детей дошкольного возраста до взрослых людей. Частный интернет архив, где публикуются интересные материалы об известных мастерах и художниках современности.
Можно зайти к Семенову Олегу на его страничку, познакомиться с последними работами и задать вопросы:
Инстаргам. https://www.instagram.com/semenov_ol/
В контакте. https://vk.com/id349507780
Фейсбук. https://www.facebook.com/semenov.graver
Официальные и публичные источники не афишируют эмоции Олега Сергеевича. Автор публикации Николай Матвиенко приоткрывает завесу тайны об эмоциях своего коллеги, так как они знакомы с 2010 года, и неоднократно встречались на мастер-классах, имеют давнюю дружбу и переписку.
Итак, об эмоциях.
Эмоция первая.
Автор эмоционально и энергично делиться своими знаниями. «…Для мастера экстра-класса всё найденное и познанное им на пути творчества – серебро, а творческая Душа, которую дал Господь – Золото. Только мастер, неуверенный в себе, испугается раскрыть перед другими те секреты мастерства, которыми владеет сам…». Так, в эпиграфах своих книг он сразу определяет место и роль своих знаний и возможность делиться ими с другими. Скрупулёзно, шаг за шагом, урок за уроком, он описывает в своём учебнике, как начальные шаги в гравировке, так и сложнейшие технические переходы, традиционно уже несколько веков применяемые в работе над украшением великокняжеского оружия тульскими оружейниками. А на обсуждениях в форумах он не скрывает свои секреты и изобретения, так как понимает, что это повторить сложно и практически невозможно. Для достижения необходимого уровня надо пройти полный курс обучения, не пропуская написанных в учебнике уроков. И занятия эти должны проходить по несколько часов в день, чтобы нарабатывались практические навыки. А самому мастеру за это время откроются новые знания, которыми он сможет поделиться в будущем.
Эмоция вторая.
Олег Семенов постоянно в энергичном движении. Не останавливаться и двигаться к совершенству. Еще из цитат самого маэстро. «…Жёсткой авторской линии в графике, дизайне работ не имею, так как двигаюсь в постоянном поиске познать многое в большом и малом, приводящим к своему, авторскому раскрытию художественного образа, цельности композиции. О своих эмоциях при создании каждого нового произведения стараюсь написать коротко. Получаются небольшие эссе зарисовки – своего рода дневник создания работ клинка. Отношусь к себе как к человеку, в котором есть универсальные знания и навыки: дизайнер клинка, клиночник-оружейник, гравер-художник, скульптор и, одновременно, эссеист, делающий практически ежедневные технические записи-наброски в тетрадях, плюс я аналитик, занимающийся на практике глубоким изучением работы граверного инструмента, совершенствованием сложнейших граверных техник и написанием новой фундаментальной книги по оружейной тематике…». «Простые» конструкции холодного оружия от добротного рабочего складного ножа до кинжала до сложных ножевых композиций и кортиков, с применением разнообразных техник. От граверных до ювелирных, с прорисовкой дизайна, с проработкой технологической схемы, складной нож с полным расчётом на прочность всей конструкции, до сложнейших механизмов в одной из его конструкций настольной композиции «Механическая игрушка для взрослых». Защелки, запоры, вращения, фиксации, трансформации, превращения — это сложнейшая кинематическая схема точного миниатюрного часового механизма, полностью повторяющего движения тела рыбы в воде. Хотя по виду это «обычный» нож «Золотая Рыбка», к слову сказать, в 2019 году это произведение оружейного искусства у автора приобрёл для своей постоянной экспозиции Тульский государственный музей оружия. Как говорит автор: «Своего самого главного произведения и шедевра я еще не создал. Почему? Для меня все мои произведения, как дети. Они равны. Я каждое из них очень люблю. У каждого шедевра свое рождение, за которым удивительно наблюдать, каким оно становится от первого наброска эскиза до тактильного ощущения в руке, и проживать, идя по этой тонкой нити рождения произведения. Поэтому я не сдаю нож в магазин. Потому что жизнь не стоит на месте, мы растём в творчестве и не смеем, не имеем права, сами определять, относя своё произведение искусства к высочайшему рангу – «шедевр». А что является шедевром может определить только время».
Эмоция третья.
Не любит насилия над личностью, но одновременно требователен к себе и другим: к срокам, данному слову и качеству исполненных работ. Поэтому работает сам без сложной, отягощённой множеством станков инфраструктуры и без помощников. Полная внутренняя свобода – стараться всё произведение сделать самому, привлекать в помощь к работе только в самом крайнем случае. Если это литейщик, то он работает только с авторскими формами и только по процессу отливок. Если идёт работа с кожей, то только по полному согласованию всех нюансов. Периодически Семенов привлекает художников кузнецов для работы по авторскому заданию по изготовлению дамасских клинков. Очень много работ сделано с готовыми клинками и из заготовок, откованными тульскими кузнецами: Сергеем Александровичем Епишкиным, Наталией Александровной Забелиной, Романом Васильевичем Окушко и Егором Эдуардовичем Асеевым. Дизайн, всю деталировку, сборку, осадку, отделку, в особых случаях и клинок, Олег Сергеевич делает сам. Считает, что кровь, как очень агрессивное химическое вещество, очень сильно воздействует на клинок и дамаск, и нужна очень хорошая защита, например, нутряным птичьим жиром. Его клиночные изделия, однозначно являясь рабочим инструментом, по скрытой в них энергетике, скорее обереги и символы, знаковые вещи, которые владелец не будет активно использовать по их прямому назначению, а скорее будет созерцать произведение оружейного искусства. Классическое академическое образование и внутренняя интеллигентность, семейные традиции тульских оружейников не позволяют ему опускаться до мелочных разборок и обид с коллегами, заказчиками, поставщиками и партнёрами. А так иногда хочется особенно субподрядчиков огреть крепким словом, особенно когда слово расходится с делом или по их вине горят все сроки. Но он ваятель. Негоже ему жаждать крови своих субчиков.
Эмоция четвертая.
Легко воспринимает критику и продолжает учиться. Ефим из Торонто в августе 2011 на оружейном форуме сделал замечание Олегу о тяжеловесности гарды на клинке. Олег принял критику, но внутренних эмоций не сдержал (вырвался характер). Сам додумался до этого, но с опозданием, когда спецы-клиночники увидели, и подметили, что гарда клинок тяжелая и балансировка нарушена. Кортик «Тула оружейная» (Тула, 2010г, из авторской серии «Столицы», Коллекционный). Егор Асеев (кузнец) и Александр Дроздов (литейщик) принимали участие в изготовлении, но авторский дизайн, технический размерный ряд, работа над формами для литья, принадлежало ему – Семенову, поэтому критику он справедливо принял в свой адрес и учитывал этот фактор в будущем. Уважает и ценит коллег по оружейному цеху. Евгений Васильевич Генералов (гравер-художник), Сергей Иванович Данилин (гравер-художник, мастер-оружейник), Рязанцев Владимир Алексеевич (мастер-оружейник), Чуков Виктор Павлович (мастер-осадчик), Волков Владимир Иванович (мастер-оружейник) – великие мастера ЦКИБ СОО своим примером научили работать, думать и творить, а самое главное – любить своё дело. Наблюдает за мастерами, занимающимися дамаском и клинок Девин Томас, Чад Николс, Брэд Вайс. Восхищается работами гравера-оружейника Пауль Лантух (Paul, Paulius, Lantuch). Немецкая и итальянская граверные школы – нравятся своим творческим подходом.
Эмоция пятая. Скрытая.
Олег Семенов не любит говорить о своей личной жизни. Об этом молчит сам автор, об этом не пишут его биографы. И всё же можно увидеть, что он очень любит свою семью, т.к. женат уже более 30-ти лет. Любит свой город - Тулу. Любит животных, особенно своего питомца палевого хаски по кличке Джим, любит заниматься своим садом, как на земле, так и по хозяйству, а также находит отдых в «тихой охоте», со спокойными прогулками по лесу и наблюдением за его жизнью.
Эмоция шестая.
Богатство духовное – не материальное. Хотя произведения автора есть во многих частных коллекциях, у охотников, в музеях Российской Федерации, у ценителей прекрасного за рубежом, но на них нет ценника. В экспертных заключениях на некоторые работы есть надпись: «относится к культурной ценности». О стоимости этих изделий история умалчивает. Но если эти работы не принесли художнику Олегу заграничных вилл, домашних особняков, шикарных автомобилей, яхт, собственной школы оружейного мастерства, превосходной мастерской и других благ человечества, которых он, как и любой другой мастер такого уровня, достоин, то можно косвенно судить, что отечественных мастеров, работающих на очень высоком профессиональном уровне, не ценят в нашем государстве, впрочем, и покровители искусств не ценят. Кто хочет, тот следит за ценами на международном рынке антикварного клиночного оружия. Можно отследить цены на кортики, сабли, клинок, подарочное и наградное оружие. В апреле 2020 на международных аукционах цены на антикварное оружие упали, как, впрочем, биржевые котировки, цены на нефть, газ и т.д. Кризис и пандемия рушат экономики всех стран в очередной раз и опять потребуется время на их восстановление хотя бы до прежнего уровня. Но цены за прошлые годы на клинки можно найти на прейскурантах оружейных магазинов антикварного и авторского оружия.
Продажа антикварного оружия на аукционе. http://www.sothebys.com/fr/auctions/ecatalogue/2015/arts-islamic-world-l15220/lot.27.html
В Российской Федерации можно сравнивать цены для тех, кому это интересно, и кто любопытен более, чем налоговый инспектор. Для этого нужны интернет, калькулятор и компьютер. Ну, и собственно, голова, чтоб анализировать. Если вы аналитик, то за 20 минут проведете анализ цен. Если в первый раз, то нужно три часа времени.
Эмоция седьмая.
Консервативность. Олег легко воспринимает все новое. Легко сходится с новыми людьми, легок в общении с детьми, на мастер-классах свободно доносит до них сложные темы оружейного искусства, заинтересовывая их самим перейти от теории к практике и, одновременно, переводит диалог на глубокий уровень общения, если этого требует ситуация в разговоре со взрослым человеком. Особенно рад общению с художниками, мастерами-оружейниками, искусствоведами, и просто интересными людьми. Активно использует компьютерные технологии на предварительных, разметочных этапах работы, для облегчения прорисовки образов и орнаментов отделки деталей и, одновременно, он активный противник машинной и компьютерной обработки материалов в своих произведениях. Работу бормашинкой и пневмоштихелем воспринимает только как вспомогательную работу в труднодоступных местах, на промежуточных технологических этапах, крайне редко на финишных этапах для незначительной полировки точечных мест. И даже с таким применением сводит к минимуму эти моменты, практически к крайней необходимости и то на отдельных своих работах в клинках. Основанная на ручной гравировке его школа «гравировка по Семенову» основана на постановке руки, на остроте глаза, сноровке, опыте и профессионализме. Он яркий представитель династии Тульских оружейников для многих поколений.
P.S. В Ассамблее много учеников Олега Семенова. Еще многие хотят продолжать учиться у великого мастера. Пока верстался материал, Олег Сергеевич сообщил, что сейчас ведет активную работу над текстом третьей книги.
Материал к публикации подготовил Николай Матвиенко со слов Мастера 02.05.2020 г.