Российское кузнечное искусство:
от традиции ручной ковки к художественной инновации.
На заставке Арт обьект. Художник кузнец Лев Панченко.
Сама обработка металла известна человечеству десятки тысяч лет — люди начали обрабатывать черные и цветные металлы в холодном состоянии при помощи удара.
С древнейших времен ковкое железо получали путем «прямого восстановления» непосредственно из руды. Рафинирование – удаление из выплавленного железа избытка углерода — позволило постепенно перейти от кричных сыродутных горнов к рудоплавильным печам и домницам. В них стали получать жидкий чугун, который затем превращали в мягкое железо (а позднее — в сталь), удаляя избыточный углерод.
Гравюры из книги Г. Агриколы (G. Pawer) о металлах):
получение кричного железа в сыродутных горнах.
Обработка металла у многих народов считалась сакральной практикой. Кузнецы и злато кузнецы (ювелиры) часто считались шаманами и колдунами. В мифах древних цивилизаций бог кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел и промышленности. Кузнец укрощает огонь, кует молнии, связан с огнем и с солнцем. В русских деревнях считалось, что кузнец может и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В мифах кузнец часто — непобедимый герой. Имена героев-кузнецов известны всем: Гефест, Вулкан, Инмар, Кий, Перун, Сварог, Кусар-и-Хусас, Каин, Тубалкаин, Кузьма и Демьян (14 ноября), Вакула, Левша.
Слово «кузня» — бытовые изделия кузнеца, утварь, обычно понималось как совокупность металлических изделий, в том числе тонких ювелирных изделий, поэтому часто говорили не только «кузнец железу», но и «кузнец меди», «кузнец серебру», «злато кузнец».
Синонимами слова «кузнец» являются слова: хытрец, "кърчъ", "нътрь", "ковачь". Слово «хитрец» (Изборник 1073 год) также восходит к древнейшим представлениям о первом мастере как о кузнеце как о художнике, искуснике. Эти слова связаны с терминами: «крица», «кричное железо», «мехъ корчин» (кузнечный мех), «корчиница» — кузница, и с названиями городов, известных обработкой железа — с ковкой железа — Керчь и другие.
В современности профессия кузнеца – мастера обработки металла – также востребована, как и в древности. Архитектурный металл, мелкая пластика в интерьере, авторские светильники и мебель, произведения ювелирного искусства – все это сфера деятельности современного автора.
С 80-х годов ХХ века российское кузнечное искусство стало возрождаться на новом этапе благодаря подвижнической деятельности Юрия Анатольевича Зимина. Он основатель и первый президент Союза Кузнецов (в 2019 г. Союзу Кузнецов России Исполнилось 35 лет).
Отец Ю.А. Зимина – д.т.н., профессор А. И. Зимин – выдающийся ученый и государственный деятель, основоположник отечественного кузнечнопрессового машиностроения, основатель первой в стране кузнечной кафедры (обработка металлов давлением) в МВТУ им. Баумана. В 1975 году на даче А. И. Зимина в подмосковной Салтыковке был открыт «Музей кузнечной науки и техники». В создании экспозиции кузнечного музея приняли участие общественность, представители технических вузов, авторитеты ученых советов, сотрудники научно-исследовательских институтов, менеджеры крупнейших машиностроительных заводов и добровольные помощники. Председателем ученого совета музея был выбран Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, д.т.н., профессор Г. А. Навроцкий. Его сын А. Г. Навроцкий – автор многих книг по художественной ковке, и прежде всего первой в Советском Союзе книге по художественной ковке «Кузнечное ремесло» (издательство «Машиностроение», 1988 г.); бессменный директор «Музей кузнечной науки и техники», вице-президент СК, основатель факультета технология художественной обработки материалов «Русской академии ремесел».
Александр Навроцкий.
В 1986 году в Салтыковке на территории «Музея кузнечной науки и техники» был проведен 1-й Всесоюзный фестиваль художественной ковки, ознаменовавший начало новой жизни профессионального сообщества художников по металлу, и кузнецов, в частности.
Говоря об истоках современного российского художественного металла для городской среды, следует вспомнить рациональную архитектуру конца 19 - начала 20 века, которая была прогрессивной и высокотехнологичной для своего времени – как конструктивный стал использоваться профилированный металлопрокат различного сечения. Производство металлопроката в России получило бурное развитие в связи с массовым строительством в стране железнодорожных путей; он характеризовался высоким качеством и длительным сроком службы. Лучшие образцы архитектуры русского функционализма и, в том числе временной, выставочной, коррелировались с лучшими европейскими проектами — Хрустальным дворцом Д. Пакстона в лондонском Гайд-парке, построенном в 1850 —1851 годах к Всемирной выставке 1851 года и 300-метровой башней Г. Эйфеля, служившей входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года; их объединяло также глобальное использование конструктивных металлических элементов — кованых и профилированных, и металлического декора, выполненного в технике литья.
Акоп Огоньян, Мария Круглова.
Художественный металл офиса банка (ограждение, козырек, вывеска) на ул. Пятницкая, г. Москва.
Стиль «арт нуво» — модерн, базирующийся на принципах, сформулированных бельгийским архитектором и художником А.К. Ван дер Вельде, способствовал развитию и российского архитектурного художественного металла, его стилистических и технологических особенностей. Идеи синтеза материалов и технологий, использования достижений промышленности в искусстве, первичности инноваций перед традициями, экологической ответственности творчества, нашли отражение и в значительных произведениях художественного металла обеих российских столиц, образовали мощный фундамент для создания последующих художественных стилей. В проектировании архитектурных объектов и малых архитектурных форм принимали участие самые известные архитекторы и художники России, многие из которых являлись профессорами Строгановской академии. Архитектор Л. Кекушев, художник К. Коровин, архитектор Ф. Шехтель, художник М. Врубель.
В России предреволюционных лет (перед Октябрьской революцией 1917 года) процессы формообразования в архитектуре, изобразительном искусстве и в предметной сфере развивались в двух диаметрально противоположных направлениях — к максимально новому и к максимально проверенному традицией, что в работе с металлом выразилось в декоративном и конструктивном подходах.
Эта тенденция сохранилась в российском, советском и постсоветском пространстве визуальной культуры в течение всего ХХ-го века и актуальна до сих пор.
Наиболее радикальные «левые» новаторские течения вышли на уровень разработки проблем формообразования и поиска основ формы, который включал в себя все виды пространственных искусств — в том числе супрематизм (К. Малевич) и конструктивизм (В. Татлин). В то же время быстро нарастали «правые» тенденции, неоклассика — И. Фомин, И. Жолтовский, В. Щуко, и др. известные архитекторы работали в неоклассике, пришедшей на смену историзму — стилю, где от творца требуется соответствие идеи композиции выбранному стилизуемому образцу. Творческий метод историзма предполагал выбор отдельных стилевых исторических компонентов с целью создания современного оригинального произведения, а творческий метод конструктивизма, предполагал выявление конструкции и функциональной значимости объекта исследования, отсутствие декора как такового. На фоне поиска национальной идентичности и нового культурного кода эти тенденции востребованы и сегодня.
Валерий Кондратьев. Бурятская невеста.
Металл как одновременно и конструктивный, и декоративный материал был оптимальным для воплощения новых идей формотворчества. Немалую роль играла в годы перемен его доступность и низкая стоимость.
Не секрет, что Октябрьская революция 1917 г. обернулась большими трудностями для художников по металлу и кузнецов, в частности. Парадокс, но обладатели самой «пролетарской» профессии остались без возможности реализовывать свои проекты, передавать секреты мастерства, ремесла и искусства – частные мастерские и мелкие предприятия, коих в этой отрасли большинство, были закрыты или национализированы.
Елизавета Поликашкина, Артем Маршак. "Анималистика".
В 1920 г. в Москве были организован ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) с факультетами архитектуры, живописи, скульптуры, текстиля, керамики, дерева и металлообработки. В 1920-х годах ВХУТЕМАС, стал одной из самых значительных в мировой истории художественных школ, являвшийся не только образовательным учреждением, но центром новой философии трансформации. Горизонтальные небоскрёбы и проуны (ПрОект Утверждения Нового) Л. Лисицкого, конструктивистские эксперименты А. Родченко, «машинное искусство» В. Татлина, новая философия цвета и абстракционизм В. Кандинского, прорывные архитектурно-пластические идеи К. Мельникова, визуальные и хроматические новации В. Степановой стали объектами новой предметной культуры авангарда. На рубеже XIX–XX веков совершилось кардинальное обновление мышления и рождение новых философских и художественных языков времени. Эта трансформация затронула все уровни культуры и повседневности – социальные стратегии и актуальный опыт, науку, философию, литературу, архитектуру, декоративно-прикладное искусство и дизайн. Именно интеллектуальная стилистика авангарда в области архитектуры, промышленной эстетики, графического и средового дизайна, ярко воплотившаяся во ВХУТЕМАСе, явилась важнейшим вкладом России в человеческую цивилизацию в ХХ веке. Всё это стало предвестником становления дизайна как новой тотальной визуальной системы.
Александр Сушников. Руки кузнеца.
Конструктивистами и идеологами промышленного искусства начала ХХ века была преодолена психологическая стена между работой и творчеством — все, что создавалось человеком, объявлялось творчеством, труд и люди труда были подняты на уровень искусства, общая идея приближения искусства к жизни, к труду, к производству рассматривалась как плодотворная и связывалась с задачами формирования нового общества.
В архитектурном предметном металле 20-30 годов ХХ века Москвы идеи профессора ВХУТЕМАСа А. Родченко и художников-конструктивистов нашли воплощение, в частности, в визуально-знаковой пропаганде, проявлении новой символики времени, стандартизации и типизации металлических изделий для массового строительства.
Игорь Андрюхин. Стрекоза.
Свободная «скульптурная» ковка как вид пластического искусства, во 2-й половине ХХ века играла второстепенную роль. Ее место заняли актуальные, дешевые и более технологичные технологии литья, чеканки, механической штамповки. Соединение элементов стало выполняться сваркой, что изменило художественное качество пластических решений металлических архитектурных форм.
Высокохудожественные произведения из металла для городских объектов выполнялись в рамках государственных комбинатов прикладного искусства, в тесном сотрудничестве с архитекторами. Частное строительство и частные заказчики отсутствовали на протяжении всего советского периода. Искусство российской ручной предметной ковки дошло практически до полного уничтожения.
Бирюков Вадим. "Евангелисты".
В годы перестройки (в 1987 г.) студентами и выпускниками кафедры «Художественной обработки металла, дерева и других материалов» Строгановской академии был организован первый, в новой истории России, кузнечный кооператив, который в 1989 г. переехал на завод «Серп и молот» и стал одним из первоисточников развития всей современной отрасли художественного металла Москвы, аккумулировав все «металлические» творческие силы столицы. Из этого кооператива выросли многие другие предприятия художественной ковки, и такие известные художники по металлу нашего времени как Игорь Горбачев, В. Грудинкин, Лев Панченко, А. Огоньян, Мария Круглова, Георгий Баранов, Т. Алимов, Борис Фалин и многие другие.
В 1997 году в день Космы и Дамиана — святых покровителей российских кузнецов — Союз Кузнецов России учредил Российскую кузнечную академию имени А. И. Зимина.
Александр Вихт. Панно «Розы». Арт-объект «Одуванчик.
С начала 90-х годов ХХ века российский архитектурный металл, кузнечное искусство активно развиваются при поддержке Союза кузнецов России и объединяют как множество признанных авторов, работающих в различных современных стилях и направлениях во многих городах России, так и творческую молодежь. Сформировались московская, санкт-петербургская, иркутская и другие региональные, «школы» ручной предметной ковки и оружейного искусства. Ведется исследовательская работа по историческим технологиям и реконструкции. Выстроены устойчивые связи с художниками по металлу и оружейниками Европы, США, Японии и Таиланда. Многие из членов Союза Кузнецов России участвуют в международных конкурсах оружейного и кузнечного искусства. Опубликовано множество научных трудов и учебников, альбомов и монографий. Актуализированы образовательные программы среднего специального, высшего и дополнительного образования. Проводится огромное количество акций. Это фестивали, мастер-классы, выставки, конкурсы и чемпионаты.
Один из конкурсов это Международный онлайн – конкурс кузнечного и оружейного искусства METALL ART WORK — 2021 МЕТАЛЛ ИСКУССТВО ТВОРЧЕСТВО для молодых художников, связавших свою жизнь с художественным металлом. В условиях ограничений, связанных с пандемией COVID-19 кафедра Художественный металл МГХПА им. С.Г. Строганова проводит онлайн-защиту Выпускных квалификационных Работ (ВКР) с 2020 года. Проводятся онлайн виртуальные экскурсии, смотры, конкурсы, защиты и сдачи реальных объектов защиты.
Юлия Сребродольская - Коллекция аксессуаров «Русский север. Культура Саами». Руководители: Влад Глынин, Мария Круглова.
Татьяна Кондратова. Коллекция ножей «Эволюция» Руководители: Влад Глынин, Мария Круглова, А. Тихонов. Индустриальный партнер - компания АИР (М.Архипов, В. Герасимов).
Современное искусство художественного металла — искусство, создаваемое нашими современниками — включая городское искусство, экологическое проектирование, конструктивизм, science art, реди мейд, треш арт и другие.
Художественный металл нашего нового времени, сохраняя традиции, бесценные наследие и опыт прошлого, трансформируется, инициируя изучение современных, в том числе цифровых технологий, новых материалов и подходов, и не перестает быть актуальным.
Мария Круглова.
Президент МОО «Союз Кузнецов» России. Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. +7 916 497 75 50
Maria Kruglova
President of the Union of blacksmiths of Russia
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. +7 916 497 75 50