Синтетическое исскуство в синтезе искусств.
На заставке. В. Глынин. Кольцо «Чужие» (2018, бронза, наноситал, белый родий) [http://vladglynin.com/aliens#1, дата обращения 24.01.2021].
Прошлый век можно назвать эпохой интегрирования, а начало XXI постпандемийного века веком трансформации. Мышление людей становится другим. Личность теперь активно влияет на масштабные процессы и каждого волнуют не только явления жизни, но и коммуникации, межличностные отношения в обществе, их истоки и связи с вселенной. Эти эволюционные процессы повлияли и на искусство.
Интегрирование отдельных видов искусства тяготеет к синтезу искусств, которое питается научными достижениями, отражает события социума, а также иллюстрирует внутренние, эстетические потребности человека.
Синтез это соединение несоединимого, сотворение принципиально новейшего продукта, который не сводится к прямому использованию свойств и качественных его составных частей. Смысл современного искусства — активировать и разбудить чувственные эмоции, оказать на них всестороннее тактильное, визуальное, акустическое, обонятельное воздействие. Все это воплощается в синтезе искусств, композиционном и образном единстве факторов, в организации плоскости, объединении времени и пространства, масштабности пропорций, композиционном ритме.
Использование синтеза как художественного приема делает произведение искусства многоплановым и многогранным. Достигается синергетический эффект усиливающий эффект взаимодействия, характеризующийся тем, что сила совместного воздействия компонентов существенно выше, чем сила воздействия каждого по отдельности.
Существует множество искусствоведческих трудов о синтезе искусств. Анализируя их, можно предложить следующую систематизацию:
- Синтез искусств — это соединение различных видов искусства с целью усиления сущностной, образной выразительности произведения. Синтез искусств, по отношению к видам искусств подразделяется на:
- Архитектурно художественный синтез. В нем изобразительные искусства (живопись и скульптура), выполняя собственные задачи, расширяют и углубляют архитектурный образ. Архитектурно художественный синтез имеет большую общественную значимость, олицетворяя общество любой эпохи, его цели и задачи. Является выразителем главного художественного стиля. Синтез сочетания этих видов искусств возникает в результате единого художественного замысла и создается по единым композиционным законам, ведет к созданию качественно другой сущностной образности. [Бархин, М. Г. Архитектура основа синтезированной среды города. М. Г. Бархин. Взаимодействие и синтез искусств. - Л.: Наука,1978 г. 198-203 с.]
- Пространственно пластический синтез, в котором участвует декоративно прикладное искусство (ДПИ) и дизайн. Средствами ДПИ создаётся предметно пространственная среда человека. Этому виду синтеза присуще разнообразие инструментария от использования существующих материалов и технологий, до нового формообразования и инновационных технологических исследований. Через единство всех составных частей раскрываются образ жизни и эстетический идеал социума. Пространственно пластический синтез охватывает и непосредственный факт участия пластических искусств в создании и организации пространства. Он затрагивает всегда актуальные задачи новой формы каждого по отдельности из искусств, и отображает, фиксирует в предметах ДПИ единую художественную культуру, культурный код народа, эпохи, этноса. [Мурина, Е. Б. Проблемы синтеза пространственных искусств /Е. Б. Мурина. - М.,1982. - 192с.]
- Синтез временных искусств (поэзия, музыка) осуществляется во всех временных жанрах, которые отражают гармонию и асимметрию каждого фрагмента в общем потоке времени. В 1958 г. российский астрофизик Н. А. Козырев опубликовал работу «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении», в которой коснулся проблематики времени и утверждал, что именно время является движителем необратимых процессов временных искусств, которые актуальны в данном отрезке времени, затем теряют свою ценность, а через многие века опять возвращаются структурно видоизменившись. Функция энтропии (третий закон термодинамики), по Козыреву показывает, что любой необратимый процесс или процесс, направленный против тока времени, ведет к изменению плотности времени. Асимметрия мира существует благодаря несимметричности времени, то есть благодаря объективному отличию будущего от прошедшего. [Козырев, Н. А. Причинная или несимметричная механика в линейном приближении. Академия наук СССР. Главная астрономическая обсерватория. Пулково, 1958 г. 1-41 с.].
2. Синтез искусств также рассматриваться как отдельная группа видов художественного творчества, объединенная единой целью:
• Театральный синтез искусств. Театр, кино, искусство мультимедиа и анимации, родственные им временные и пространственные виды искусств синтетичны по своей природе. Они создаются творческой группой, где искусство режиссера, творческого организатора, эстетически объединяет авторов и компоненты произведения в новое целое. Это разные виды действия, которые могут включать все виды исполнительского искусства: актерского, сценографического, музыкального, хореографического и художественного. Всеобъемлющей формой синтеза искусств в разных культурах является религиозный ритуал. В XX-XXI вв. театральный синтез искусств расширился за счет экранных видов искусств, прежде всего кино и мультимедиа арт. [Герасимов, С. А. Кинематограф и искусство слова: бесспорное и спорное в синтезе. С. А. Герасимов. Взаимодействие и синтез искусств. Л., Наука, 1978.144-155с.]
3. Синтез является инструментом перехода произведения из одного художественного ряда в другой и связанного с этим взаимообогащением образной структуры, темы произведения. Каждый вид искусств раскрывает ее с одной точки зрения, с позиции времени, пространства, социума, а вместе эффект эмерджентности, синергии делает произведение уникальным, а проект по его реализации - эффективным.
Синтез может осуществляться на разных уровнях:
- Внутри каждого по отдельности из видов искусства.
- Между различными видами искусства.
- За границами одного искусств.
Современное развитие синтеза искусств можно охарактеризовать двумя противоположными тенденциями, имеющими право на существование стремлением к синтезу или сохранением самостоятельности. Эта двойственная взаимосвязь ведет не к поглощению одних искусств другими, а к их взаимообогащению и к утверждению правомерности и необходимости существования различных видов искусств, полностью сохраняющих свою самостоятельность.
Что такое синтез искусств в современной художественной практике, в частности в художественном металле?
А. Родченко, идеолог российской школы дизайна, свою инновационную концепцию формообразования, основанную на минимальных средствах выразительности, сформулировал в программе образовательного процесса МЕТФАКа ВХУТЕМАСа еще в 1920-х. Ее творческой основой стало выявление первичных элементов художественного языка, таких как линия, геометрическая форма, цвет, фактура, движение и другие формы и жанры. В провозглашённом методе преподавания геометризация, модульность и структурность построения преобладали над другими композиционными принципами. Эти идеи актуальны до сих пор.
А.М. Родченко в прозодежде, сшитой В.Ф. Степановой.
Фото из архива. https://музеймаяковского.рф/collection/photo/503/?sort=property_year&method=asc
Основа синтеза в современном художественном металле — это соединение архитектурно художественного и пространственно пластического синтеза в малых архитектурных формах, пространственно пластический синтез в ювелирном искусстве и комплексные синтетические решения, включающие и синтез временных искусств в кинетическом искусстве и science art.
Многими художниками и ремесленниками понятие синтеза понимается не совсем верно. Использование разных материалов в одном изделии, не приводящее к созданию нового структурно художественного качества синтезом искусств не является. Об этом читайте во второй части Синтез искусств.
Примером синтеза материалов, приведшего к созданию нового, инновационного качества произведения, можно назвать работу известного российского ювелира, доцента кафедры «Художественный металл» Строгановской академии В. Глынина кольцо «Чужие» (2018, бронза, наноситал, белый родий). [http://vladglynin.com/aliens#1, дата обращения 24.01.2021].
В работе использован не ограненный наноситал молочного цвета в качестве формообразующего, скульптурного материала.
В. Глынин. Кольцо «Чужие» (2018, бронза, наноситал, белый родий). [http://vladglynin.com/aliens#1, дата обращения 24.01.2021].
В качестве примера синтетической работы по архитектурному металлу, можно привести произведения Н. Табачкова, руководителя @artmetalllab, выпускника Строгановской академии, партнера Союза Кузнецов России. Н. Табачков использует в дополнение к традиционной ковке другие материалы и технологические инновации – стекло, специальные покрытия, тем самым придавая современное звучание древнему ремеслу кузнеца. В 2019 г. на Beijing Design Week в Пекине на всемирной неделе дизайна, работа «Кузнечный цвет» Н. Табачкова была выставлена в Moscow Design Pavilion. С 28 января 2021 это произведение можно увидеть на выставке «Уникальная Россия» в московском Гостином дворе.
Н. Табачков. Композиция «Кузнечный цвет» (сталь, ковка, авторские покрытия).
Выпускница магистратуры кафедры «Художественный металл» Строгановской академии-2019, педагог кафедры В. Курьянова сначала разработала технологические режимы сцепления традиционной эмалевой стекловидной массы с наноситалом кристаллическим стеклом, а затем использовала свои исследования в создании и реализации серия ювелирных объектов на тему «Континенты», которая включает в себя кольца: «Евразия», «Северная Америка», «Южная Америка», «Африка», «Австралия», «Антарктида». Особенность данной серии работ в том, что она содержит в себе украшения, которые являются не только предметом эстетики, но и предметом символики, они отражают историю и колорит каждого континента. В 2019 г. с серией ювелирных объектов «Континенты» В. Курьянова стала победителем международного ювелирного конкурса ARTISTAR в Милане (Италия).
Проектный лист магистерской диссертации В. Курьяновой «Серия ювелирных объектов «Континенты». Руководители В. Глынин, А. Тихонов, М. Круглова. (фото из архива кафедры «Художественный металл»).
Использование театрализации, принципов драматургии, на основе которых построен событийный сценарий арт инсталляций характерен для работ Н. Ворохиной и И. Фадина, выпускников 2020 года магистратуры кафедры. Их произведения — это не только визуальное наслаждение, но эксцентрика и ирония, так свойственная современности, катализатор активной жизненной позиции, где отражается великая многогранность и непредсказуемость по-прежнему пассионарной, российской творческой души.
В дипломной работе «Игровой набор «Алхимия», выполненный в ювелирной технике» Н. Ворохиной, с одной стороны визуализированные образы, символы и понятия, связанные с алхимией и средневековой наукой, а с другой, использованые, как традиционные ювелирные, современные искусственные материалы – ситаллы, пластики, стекло, ткань. Набор состоит из 49 элементов. Это уникальный ювелирный пазл.
Кинетический арт-объект «Полураспад» И. Фадина это пример соединения традиционных технологий металлообработки: сварки, ковки, слесарного искусства, механики и мультимедиа, science art. И. Фадин глубоко изучает тему ядерной угрозы и ее последствий для человечества, использует принцип «Окна Овертона» для утверждения своей однозначно гуманистической позиции и напоминании о рисках ядерной катастрофы – ядерной зиме. Для визуализации своего авторского видения образа используется проекционный мульти медиа контент. В настоящее время работа И.Фадина находится в коллекции Государственного федерального музейно-выставочного комплекса «Музей Норильска» (г. Норильск, Красноярский край).
Н. Ворохина. ВКР на тему «Игровой набор «Алхимия», выполненный в ювелирной технике», проектный лист, фрагмент и эскиз одного из изделий. Руководитель ВКР В. Глынин (Фото из архива кафедры «Художественный металл»).
Н. Ворохина. Фрагмент ВКР на тему «Игровой набор «Алхимия».(Фото из архива кафедры «Художественный металл»)
В заключении можно констатировать, что использование возможностей синтеза актуально в современном искусстве и прикладном дизайне, в художественном проектировании произведений художественного металла, в частности. Главное это чувство гармонии и пропорций, эмоционального сопереживания и активного действия на зрителя.
Н. Ворохина. Эскиз одного из изделий для ВКР.
Грамотное применение приемов синтеза свидетельствует о широком кругозоре и хорошем вкусе автора, его развитом эстетическом мировоззрении, а также формирует творческий подход к проектным задачам, актуализирует использование знаний смежных и сопутствующих дисциплин, в том числе инновационных материалов и технологий.
В актуальной практике, на фоне приоритета креативной экономики, как двигатель роста экономики в целом, использование синтеза в разных его формах позволит создать не только новые продукты, но и новые направления развития креативных индустрий в целом. Он имеет потенциал создания добавленной стоимости и новых профессий и рабочих мест. Креативные индустрии становятся составной частью культурной мировой политики и формируют новые культурные технологии.
Международный онлайн – конкурс кузнечного и оружейного искусства «METALL.ART.WORK» — 2021 «МЕТАЛЛ. ИСКУССТВО. ТВОРЧЕСТВО» на своем уровне поддерживает развитие креативных индустрий в современной России, и, по замыслу организаторов, представит объективный срез художественного мира страны.
Продолжение темы темы во второй части.
Мария Круглова. Январь. 2021 год.