Стандарт Организации 61-23-11 Оценка антиквариата. Оценщик эксперт антиквариата

 

8026

Оценка стоимости произведений искусства, Оценка стоимости антикварных изделий. Методические рекомендации. СТО 61-23-11.
Стандарт организации номер 61-23-11. Торгово Промышленная Палата РФ.

Вторая часть стандарта в блоке.

Курс "Антикварное дело" в Русской Академии Ремёсел

Разработан авторским коллективом в составе:
Гагарин А.Г. президент Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, профессор;

Тихомирова Е.В. - член Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, эксперт оружиевед;

Чернуха Э.П. — заслуженный работник культуры Российской Федерации, Член Международной ассоциации экспертов искусствоведов, член Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата, заслуженный работник культуры Российской Федерации;

Карпова Н.Е. - член Международной ассоциации экспертов искусствоведов, член Коллегии экспертов и оценщиков ювелирных изделий и антиквариата; АНО «Союз экспертиза» ТПП РФ.
Утвержден решением Комиссии Правления ТПП России по экспертизе и аттестации экспертов, протокол № 56 от 9 июня 2011 г.
Стандарт соответствует нормативно-правовым актам: Уставу Торгово промышленной палаты Российской Федерации, Федеральному закону № 135фз «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в последней редакции. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184ФЗ,

Федеральный закон «Об охране авторских прав» Закон РФ «О торгово промышленных палатах в Российской Федерации» № 53401, Закон РФ «О защите прав потребителей» № 23001,

Основы законодательства Российской Федерации о куль туре» № 36121, Гражданский кодекс РФ часть 4,

Устав Торгово промышленной палаты Российской Федерации, Федеральный стандарт оценки ФСО 1,

Федеральный стандарт оценки ФСО 2, Федеральный стандарт оценки ФСО 3 СТО АРО 4.322004, «Оценка стоимости произведений искусства» ТПП РФ.

8033
Введение.


Произведения искусства, в том числе, антиквариат являются весьма специфическими видами собственности, имеющими ряд свойств, отличающих их от других видов собственности таких, как недвижимость, имущественные комплексы, машины и оборудование и тому подобное. Оценка недвижимости, машин и оборудования, транспортных средства, земли, действующих предприятий и т.д. основана на вполне определенных разделах экономической науки. Оценка произведений искусства и антиквариата не имеет теоретической экономической базы и в настоящее время в этом виде оценочной деятельности отсутствует какой либо механизм регулирования. Отсутствует экономическое обоснование для создания единой методики стоимостной оценки произведений искусства иантиквариата.


Процедура оценки произведений искусства и предметов антиквариата должна начинаться с атрибуции и экспертизы оцениваемого предмета (объекта оценки). В этом случае оценщик, если он не обладает специальными знаниями, обязан обратиться к эксперту искусствоведу, который проводит искусствоведческую экспертизу, чтобы ответить на несколько принципиально важных вопросов. Основным вопросом является установление авторства и подлинности предмета объекта оценки, то есть тех параметров, которые определяют рыночную стоимость конкретного произведения искусства. Подлинным произведением конкретного художника считается лишь то, которое выполнено им собственноручно или с его непосредственным участием.

8031

Искусствоведческая экспертиза не всегда может дать ответ на вопросы об авторстве, месте и времени создания произведения, не решив вопроса о его подлинности. Для того, чтобы отличить подделку от подлинника, необходимы специальные знания о произведении: особенности техники автора, особенности материалов, им использованных, и ряд других важных параметров, определяющих статус данного объекта оценки. Помимо навыков искусствоведческой экспертизы необходимо знание рынка этих предметов. Недостаточное понимание специфики рынка произведений искусства и антиквариата, в частности, может привести к серьезным ошибкам в определении рыночной стоимости предмета. Развитие в последние годы рынка произведений искусства и в особенности антикварного рынка привело к появлению большого количества подделок и фальшивок.

Между экспертами и авторами подделок и фальшивок идет постоянная борьба и гонка. Эксперты пытаются поймать мошенников на мельчайших нарушениях в составах материалов или технологии. А те, в свою очередь, учитывая промахи, совершенствуют свое мастерство. В результате такой гонки в ряде случаев фальшивка приобретает самостоятельную художественную ценность. По этой причине помимо искусствоведческой экспертизы зачастую возникает необходимость в технико технологической экспертизе, включающей в себя физические и химические методы исследования. Эксперт, проводящий такую экспертизу, кроме владения собственно методами исследования, должен быть специалистом в историческом материаловедении и в истории методов и технологий, использовавшихся при создании произведений искусства и материальной культуры. Смысл всей этой работы сводится к тому, чтобы выделить уникальные признаки материалов или техники, которые позволят прямо или косвенно датировать исследуемый объект.

8032


Очевидно, что в перечень предметов, представляющих собой культурную ценность, входят различные по своему содержанию и назначению вещи, которые тесно связаны с историей развития того или иного народа, с его культурой и национальными особенностями. Кроме того, часто нужно несколько экспертов разной специализации, чтобы иметь возможность для всесторонней экспертизы.


Настоящие Методические рекомендации разработаны для экспертов/специалистов экспертных организаций подразделений системы ТПП России и распространяются на произведения искусства и в том числе антиквариат, как российского, так и иностранного происхождения. Настоящие методические рекомендации устанавливают основные понятия, термины и определения, назначение оценки, порядок и специфику проведения работ по оценке стоимости произведений искусства, в том числе антиквариата. Правовое регулирование сделок с произведениями искусства, в том числе антиквариата осуществляется на основе нормативно правовых актов, приведенных во введении.


Термины и определения.


Оценочная деятельность — это такая деятельность, которая направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной оценочной стоимости. Оценочная деятельность осуществляется посредством услуг по оценке стоимости и включает ряд специализированных областей смежных видов деятельности, содействующих обеспечению качества выполнения этих услуг, например: законодательную, образовательную, по стандартизации и сертификации, информационно консультативную и т. д.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении объекта. Понятие оценка является родовым, охватывающим ряд направлений деятельности, например: оценка труда, оценка риска, оценка рынка, оценка стоимости и т.д.

Оценка стоимости (оценка) - итог непосредственного взаимодействия исполнителя услуги по оценке стоимости и заказчика оценки и внутренней деятельности исполнителя услуги по удовлетворению потребностей заказчика в установлении оценочной стоимости.

Объект оценки - объект гражданских прав, свободно отчуждаемый или переходящий от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или законодательно защищенный от причинения морального вреда (физических или нравственных страданий). Объектом оценки могут быть: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.


Антиквариат – совокупность старинных ценных предметов: картин, произведений пластики, книг и других произведений искусства.
Авторское право— исключительное право на издание, публичное использование или иное использование произведений науки, литературы и искусства. Результат творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Интеллектуальная собственность – исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) (ГК РФ ст. 138).


Исключительное право на интеллектуальную собственность - право на воспроизведение, распространение, продажу интеллектуальной собственности, предоставляемое автору охранным документом (патентом, авторским свидетельством, сертификатом) с одновременным запрещением прочим лицам совершать указанные действия.


Индивидуализация объекта - придание объекту характеристик, отличающих его от аналогичных объектов.


Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.


Объекты интеллектуальной собственности - зафиксированные в любой объективной форме, доступной для восприятия произведения науки, литературы, искусства и других видов творчества, в том числе открытия, изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные системы, «ноу-хау», торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования, знаки обслуживания и другие результаты интеллектуальной творческой деятельности, охраняемые патентами, свидетельствами, лицензионными, авторскими или иными договорами.


Права, включаемые в интеллектуальную собственность, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям.


Правообладатель - автор, его наследник, а также любое физическое или юридическое лицо, которое обладает исключительными имущественными правами, полученными в силу закона или договора.


Произведение - создание творчества, творческой мысли.


Эстимейт – диапазон ожидаемых цен на аукционе (общепринятое международное понятие для аукционных торгов).

8038
Категории видов собственности объектов оценки произведений искусства и антиквариата.


К объектам оценки произведений искусства и антиквариата относятся: полотна, картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов (за исключением чертежей и промышленных изделий, украшенных от руки); оригинальные произведения скульптуры из любых материалов; оригинальные художественные подборки и монтажи из любых материалов; редкие рукописи и инкунабулы, старинные книги, документы и издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный, литературный и т.д.), отдельно и в коллекциях; почтовые, налоговые и аналогичные марки, отдельно или в коллекциях; архивы, включая фоно, фото, и кинодокументы; мебель более чем столетней давности; старинные музыкальные инструменты; предметы быта антикварного возраста.


Классификация произведений искусства как объектов интеллектуальной собственности.
Объектами интеллектуальной собственности, к которым относятся произведения искусства, в том числе антиквариат: являются результатом творческой (мыслительной, интеллектуальной) деятельности; являются совокупностью имущественных (исключительных) и неимущественных (неисключительных) прав; используются в течение длительного периода времени; могут служить источником получения дохода. Объекты интеллектуальной собственности разделяются по правовому режиму. Результаты интеллектуальной деятельности охраняются авторским правом. Объекты авторского права (авторские произведения) могут существовать в различных овеществленных (материальных) формах. К объектам авторского права относятся: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; литературные произведения; драматические, музыкальные и сценарные произведения; хореографические произведения и пантомиму; аудиовизуальные произведения; произведения декоративно прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градо строительства и садово паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; производные произведения (переводы, обработки, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений литературы, науки и искусства); сборники (альбомы репродукций, энциклопедии, антологии, базы данных); программы для ЭВМ; топологии интегральных микросхем; другие произведения.


Правовое регулирование сделок с объектами интеллектуальной собственности и авторского права.
Предметом гражданско правовой сделки может быть: авторский договор о передаче исключительных прав раз решает использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и дает такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам; авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и/или другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

8039


Общие положения оценки. Принципы оценки. Все факторы, влияющие на стоимость, анализируются, исходя из принципов оценки. В основу принципов положены логика, правила и модели экономического поведения людей при формировании стоимости товара (услуги) на свободном рынке. Принципы взаимосвязаны, универсальны и применимы ко всем видам объектов оценки. Их практическая направленность может меняться в зависимости от назначения оценки и характера оцениваемого объекта. Принципы оценки делятся на следующие группы: принципы, основанные на представлениях пользователя; принципы, связанные с рыночной средой; принципы, связанные с объектом собственности; принцип наилучшего и наиболее эффективного использования. Принципы, основанные на представлениях пользователя: принцип полезности, устанавливает способность имущества удовлетворять потребности пользователя в данном месте и в течение определенного периода времени; принцип замещения основан на допущении, что разумный покупатель не заплатит за данное имущество больше, чем наименьшая цена, запрашиваемая за другое имущество с эквивалентной полезностью; принцип ожидания, устанавливает текущую стоимость до ходов или других выгод, которые могут быть получены от владения имуществом в будущем.


Принципы, связанные с рыночной средой: принцип зависимости, выясняет, в какой степени стоимость объекта оценки подвержена влиянию и сама влияет на природу и величину стоимости других объектов, находящихся в сфере его расположения (или действия); принцип соответствия обнаруживает соответствие потребительных свойств имущества запросам и ожиданиям рынка; имеющихся в наличии по определенным ценам, а под спросом количество товаров, желаемых по тем же ценам; принцип конкуренции утверждает, что превышение на рынке уровня прибыли, необходимого для покрытия издержек, обостряет конкуренцию, что приводит к снижению среднего уровня чистых доходов; принцип изменения устанавливает, что стоимость имущества непрерывно изменяется во времени, поэтому оценка должна быть привязана к конкретной дате.


Принципы, связанные с объектом собственности: принцип сбалансированности утверждает, что любой форме организации соответствует оптимальное сочетание ее компонентов, при которых достигается максимальная прибыль; принцип экономической величины выясняет оптимальную в количественном исчислении величину собственности, необходимую для получения максимальной прибыли в соответствии с рыночными условиями в данном регионе; принцип экономического разделения устанавливает, что в отдельных случаях права на собственность могут быть разделены на два и более имущественных интереса, в результате чего возрастает общая стоимость объекта; принцип вклада выясняет, в какой пропорции вклад входит в стоимость всего объекта оценки, или устанавливает ту величину, которая должна быть вычтена из стоимости всего объекта в случае его отсутствия; принцип пропорциональности гласит, что стоимость объекта оценки создается и сохраняется (поддерживается) тогда, когда все его элементы, в том числе противоположные и взаимодействующие, находятся в состоянии равновесия. Добавление какого-либо компенсирующего элемента в объект оценки, при нарушении данного принципа, не приводит к росту ее стоимости.


Принцип наилучшего и наиболее эффективного использования.
Наилучшее и наиболее эффективное использование — это наиболее вероятное использование имущества, являющееся физически возможным, разумно обоснованным, юридически законным, осуществимым с финансовой точки зрения и в результате, которого стоимость оцениваемого имущества будет максимальной. Использование, результатом которого является максимальная стоимость, будет наиболее эффективным и будет аналогичным определению рыночной стоимости. При оценке объектов однородного вида могут быть применены и другие принципы, более подходящие к специфике вида. Они рассматриваются для каждого конкретного объекта в по следующих стандартах.

8040


Подходы и методы оценки. Расчет вариантов оценочной стоимости выполняется на базе теоретических основ специальных оценочных подходов. В основу этих подходов положены интересы и побуждения сторон, участвующих в процессе купли-продажи, и сложившееся на дату оценки равновесие спроса и предложения на конкретном рынке. Основными подходами в оценке являются: затратный и отражающий позиции наиболее вероятного (типичного) продавца (производителя) продукции; сравнительный отражающий возможные колебания спроса и предложения на данном рынке в конкретный момент времени; доходный, отражающий позиции наиболее вероятного (типичного) покупателя (инвестора). В рамках каждого из подходов реализуется, как правило, несколько методов определения оценочной стоимости. Выбор того или иного метода осуществляется, исходя из специфики оцениваемого объекта, конъюнктуры конкретного рынка и состава сведений, содержащихся в собранной информации. Оценочные методы взаимосвязаны, взаимодополняемы и основаны на использовании рыночной информации. Затратный подход при оценке произведений искусства, в том числе антиквариата, не может быть применен в силу очевидного несоответствия материальных затрат на создание произведения и его ценности как уникального явления творчества. Сравнительный подход применяется путем сравнения цен продаж объектов, аналогичных оцениваемому, на эффективно функционирующем свободном рынке, где покупают и продают аналогичное имущество добровольные покупатели и добровольные продавцы, принимая при этом независимые решения.

8035


Аналоги выбираются таким образом, чтобы они были максимально подобны оцениваемому объекту. Подобие аналогов в области изобразительного искусства весьма относительно, и поэтому ключевую роль играет квалификация эксперта. Вследствие чего в цену продажи вносятся поправки на различия между объектами оценки и объектами аналогами. Оценка в рамках этого подхода включает следующие этапы: выявление и анализ рыночной информации; определение единиц сравнения (например, единица площади, что в ряде случаев рекомендуется некоторыми специалистами) и показателей, определяющих стоимость (элементов сравнения); проведение анализа по установлению связи единиц сравнения с элементами сравнения; определение стоимости оцениваемого объекта по приведенным ценам объектов сравнения. При оценке на основе сравнительного подхода используются методы: метод парных продаж, заключающийся в сравнении цены двух идентичных объектов продажи, отличающихся только од ним элементом сравнения. Разница в цене относится на стоимость элемента; метод общей группировки, при котором стоимость объекта оценки корректируется по совокупной поправке, полученной на основе данных
анализа достаточного числа продаж объектов аналогов. При использовании сравнительного подхода не рекомендуется использовать в качестве исходных данных результаты аукционных торгов по очевидной причине, связанной с индивидуальными, особенностями характеров участников торгов. Возможно использование эстимейтов.

Доходный подход основан на расчете экономических выгод, ожидаемых от использования оцениваемых произведений искусства, в том числе антиквариата (например, при залоге с его последующим использованием суммы залога в бизнесе), и выполняется в следующей последовательности: прогнозируются будущие доходы; производится капитализация будущих доходов в единую сумму текущей стоимости; определяется время начала и продолжительность периода получения дохода; прогнозируется вероятность (риск) получения будущего дохода. Выбор способа капитализации зависит от особенностей использования
объекта оценки и исходной информации о рынке. Этот метод может быть рекомендован как основной для помещения произведения искусства или антиквариата в депозитарий с учетом возможного роста цен на данный вид имущества в течение определенного времени.


Цель оценки. Виды стоимости. Цель оценки проведение тех или иных финансовых операций или предпринимательских сделок, а также учет имущественных ценностей. Оценка стоимости произведений искусства, в том числе антиквариата проводится при следующих операциях: купля-продажа прав; внесение произведений искусства, в том числе антиквариата в уставные или складочные капиталы предприятия; оценка произведений искусства, в том числе антиквариата в составе имущественного комплекса предприятия в качестве нематериальных активов; купля продажа предприятия или его акций (долей), приватизация; организация, реорганизация предприятия, частью имущественного комплекса которого являются оцениваемые произведения искусства, в том числе антиквариат; банкротство; инвестирование; страхование имущества, в состав которого входят произведения искусства, в том числе антиквариат; налогообложение имущества; оценка при определении ущерба; судебные разбирательства; другие операции в рамках действующего законодательства РФ.

8036


Виды стоимости. В соответствие с назначением оценки (предполагаемого характера дальнейшего использования объекта оценки) конкретизируется вид стоимости. Рыночная стоимость произведения определяется в тех случаях, когда произведения искусства, в том числе антиквариат, являются объектом гражданского обращения (купля-продажа, залог, погашение задолженности, определение ущерба от повреждения объекта, внесение в уставный капитал и т.п.). Страховая стоимость объекта определяется в случае страхования предмета искусства или антиквариата от возможных повреждений, хищения, утраты в случае форс-мажорных обстоятельств. Инвестиционная стоимость объекта определяется при помещении произведения в депозитарий с целью получения до хода. Возможны и другие, реже встречающиеся случаи, когда подходит определение «специальные виды стоимости». Особенностью оценки рыночной стоимости произведения искусства или антиквариата при залоге или при определении инвестиционной стоимости может стать прогнозирование изменения стоимости объекта в течение достаточно длительного времени.


Порядок проведения оценки. Процесс оценки стоимости объекта оценки включает в себя следующие этапы: определение цели заказчика и оформление задания на выполнение оценки; выяснение соответствия цели оценки ее назначению, заключение договора; проведение всех необходимых с точки зрения оценщика экспертиз; сбор, систематизация и анализ информации о рынке; выбор метода (методов) оценки в рамках различных оценочных подходов и осуществление анализа и необходимых расчетов;


Обобщение результатов и оформление отчета о результатах оценки стоимости.
Идентификация оцениваемого объекта. Идентификация оцениваемого объекта определение тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения. Для этого применяются экспертиза, атрибуция. Экспертиза является основой для оценки произведений искусства, в том числе антиквариата. Экспертиза произведений искусства распознавание художественных образов и их идентификация с некоторым условно эталонным материалом. Задача распознавания художественных образов сводится к определению максимально большого и точного количества значимых признаков. Экспертиза или технико технологические исследования (в данном случае это синонимы) процедура, цель которой опровергнуть или подтвердить подлинность исследуемого объекта. Иногда слово экспертиза употребляется в более широком значении, как заключительное мнение признанного авторитета об исследуемом объекте. Тогда оно включает в себя и атрибуцию. В ряде случаев применяются уникальные методики, например, определение возраста элементов произведения, изготовленных из дерева, по изменению некоторых физико химических свойств древесины. К основным задачам практической экспертизы можно отнести следующие: установление подлинности и авторства произведения или предмета; определение времени и места создания произведения, школы и авторства; определение
художественной ценности произведений искусства. Указанные задачи решаются комплексным исследованием, которое включает в себя следующие методы: формально стилистический анализ; историко искусствоведческий анализ; технико технологический анализ. Стилистические признаки произведения искусства позволяют предположить время создания, школу, оригинальность или копийность, в отдельных случаях авторство.

8049


Для окончательного решения этих вопросов необходима технологическая аргументация. Технологические виды исследования включают химический анализ, анализ фактуры, рентгенографическое исследование, исследование в УФ излучении, микроскопическое исследование и другие. При микроскопическом исследовании выявляется степень реставрационных вмешательств, послойность, толщина и цветовая характеристика грунта, способ построения красочного слоя. Данные микроскопического анализа позволяют определить: состояние сохранности; сделать вывод о подлинности; установить технологические признаки оригинальности или вторичности; предположить ориентировочную датировку; при решении вопроса об авторстве соотнести технологические особенности произведения с банком данных по технологии предполагаемого автора.

Наиболее достоверный вывод о времени создания произведения искусства можно сделать при сопоставлении стилистических особенностей с результатами изучения под микроскопом и данными физико химических исследований. Обобщая экспертный опыт, можно отметить, что задачи экспертных исследований произведений искусства и предметов антиквариата подразделяются на диагностические и идентификационные. К диагностическим задачам относятся: установление природы использованных автором материалов и отнесение их к определенному периоду времени, определение техники работы автора. К задачам идентификации оцениваемого объекта относится определение тождественности неизвестного объекта известному на основании совпадения.

8037


Атрибуция это вид экспертизы, дающий возможность определить автора и время создания произведения искусства. Атрибуция в идеале позволяет определить автора и время создания исследуемого объекта. Поскольку идеальный результат достижим далеко не всегда, в ряде случаев приходится довольствоваться определением более или менее обширного региона и интервала времени его создания. Поэтому используется понятие стилей, национальных, региональных школ, школы или круга конкретного мастера и т.д. Таким образом, атрибуция это определение более или менее точного места исследуемого объекта в пространственно временной шкале истории искусства.

Атрибуция, как и большинство процессов распознавания образов процесс эвристический, то есть интуитивный. Известно, что атрибуция в широком смысле означает историко художественное определение данной вещи, обычно включающее время и место создания, установление авторства, школы, культуры и тому подобное. Этот термин используется преимущественно в искусствознании или в прикладной истории материальной культуры. Экспертиза является результатом применения высокопрофессиональных знаний, почерпнутых из соответствующего опыта работы и специального образования или, как вариант, в результате применения этих специальных знаний для решения стоящей задачи. Таким образом, можно сказать, что высоко профессиональная атрибуция является одновременно и искусствоведческой экспертизой, то есть эти понятия в данном случае идентичны.

Вместе с тем, никакая экспертиза, кроме искусствоведческой, не должна называться атрибуцией. Таким образом, понятие «экспертиза», вообще говоря, шире понятия «атрибуция».

8048

Искуссно сделанная фальшивка, бросающая тень на авторитеные центры реставрационные проводящие технико-технологические исследования и атрибуцию.

В музейной практике применяется понятие экспертизы художественных произведений (и о специалистах, ее проводящих, как об экспертах), а не атрибуции, по крайней мере, если вы полнено хотя бы одно из следующих условий: если цель исследования произведения определена не внутренними потребностями науки, а внешними причинами (скажем, постановлением судебно следственных инстанций, коммерческим договором данного специалиста с представителем антикварного рынка и другое); если результаты получены специалистами (экспертами) из другой области науки (с использованием соответствующих этой науке средств, методов, аппаратуры); если результаты получены искусствоведами, профессионально занимающимися атрибуцией и имеющими настолько высокий авторитет в данной области, что их называет экспертами большинство искусствоведов специалистов в этой же области. Если исходить из сформулированных критериев, чисто искусствоведческая атрибуция далеко не всегда является экспертизой, поскольку далеко не всегда выполняется теми искусство ведами, которые являются общепризнанными экспертами.

Одновременно результаты использования объективных научно технических (или иных неискусствоведческих) методов исследования должны именоваться экспертизой всегда, поскольку искусствоведение использует в данном случае методы других наук. Научно техническая экспертиза (см. ниже) произведений искусства, соответственно, не является в большинстве случаев атрибуцией (поскольку специалисты, ее проводящие редко являются профессиональными историками искусства), но, тем не менее, такая экспертиза обычно помогает обосновать (или отвергнуть) предложенную искусствоведом атрибуцию, основываясь на объективной специфике использованных художественных материалов и технологии изготовления, создания изучаемого произведения.
Особенности оценки стоимости произведений искусства, в том числе антиквариата как особого объекта. Оценка стоимости произведений искусства, в том числе антиквариата является специфической и уникальной, основанной на искусствоведческой, исторической, научно исследовательской работе. Этот процесс не поддается не только формальному, но даже иногда достаточно полному и исчерпывающему словесному описанию.

8041


Особенности оценки связаны с большой степенью индивидуализации объектов оценки. Процесс оценки базируется на экспертизе и на рыночной информации. Эксперт оценщик. должен подобрать методику расчета стоимости применительно к каждому конкретному объекту, изучить совокупность рыночной информации на дату оценки и наиболее полно учесть все цено образующие факторы. При оценке произведений среднего качества в большинстве случаев, вполне достаточно следующих 5 параметров: качество произведения искусства; историко документальное и художественное значение оцениваемого произведения;спрос на сюжет; сохранность; изменение спроса на местном рынке по отношению к предыдущему сезону. Если принять качество средней работы за 1.0, тогда любое произведение искусства, по каждому из 5 параметров, можно описать с помощью числовых коэффициентов, и эти коэффициенты всегда будут постоянными. Изменяться будет только рейтинг автора в мире и сохранность. Рейтинг автора величина непостоянная и со временем меняется. Чтобы оценить какую-либо работу, необходимо найти стоимость произведения среднего уровня этого автора, а затем умножить на ряд коэффициентов. Для оценки произведений живописи можно также использовать справочники Quick Price. В том случае, когда произведение искусства, в том числе антиквариат, подвергалась реставрации, восстановлению или внесению каких либо иных изменений, то ценность объекта может существенно снизиться. Также снижается стоимость объекта в результате случайных повреждений и естественного износа предмета.


Особенности оценки часов.


Настоящие методические рекомендации можно применять в ряде случаев для оценки часов различных типов, особенно антикварных. Такие часы известных фирм, в том числе ювелирного класса, оригинального дизайна, изготовленные из драгоценных металлов, украшенные драгоценными камнями, являются настоящими произведениями искусства. С учетом того, что в последнее время появилось много имитаций и подделок под старину и известные фирмы, эксперту перед началом оценки часов необходимо сделать следующее: нужно убедиться, что корпус и механизм принадлежат одним и тем же часам; для этого нужно открыть крышку и сверить надписи на крышке, механизме и циферблате, а также по смотреть, нет ли необъяснимых лишних отверстий в плате механизма; может также иметь место несоответствие размеров механизма и корпуса; Если часы старинные, то часто на циферблате под увеличительным
стеклом будут видны мельчайшие трещинки, заметные даже после реставрации; нужно обратить внимание на стрелки, это особенно важно, если секундная стрелка центральная; ее отсутствие может объясняться как конструктивной особенностью, так и поломкой. Кроме того, каждая фирма, как правило, имеет свою особую форму стрелок, которая, однако, может меняться для разных моделей. Например, у часов фирмы Bregue характерна форма стрелок «с яблоком»; правда, в настоящее время аналогичные стрелки стали использовать и другие известные фирмы.

8042


Одним из характерных качеств хороших механических часов является время действия завода: если часы работают после полного завода менее 30 часов, это может быть поводом для снижения их стоимости; уменьшение времени работы может быть связано с изношенностью, плохой реставрацией или изначально низким качеством сборки механизма. В настоящее время корпуса часов часто делают из драгоценных металлов или с покрытием драгоценными металлами, чаще всего золотом, необходимо проверить надписи на обрат ной стороне корпуса, на внутренней поверхности крышки и на механизме. Там должен быть указан материал корпуса, а если это драгоценный металл, то его проба. Если корпус позолочен, то это также должно быть указано. Если часы не новые или антикварные, то определить, позолочены ли они, можно, осмотрев головку завода и перевода стрелок. У часов с позолотой покрытие головки стирается, что сразу заметно. Одним из важнейших конструктивных параметров часов является калибр часов. Здесь имеется в виду для механизма круглой формы
посадочный диаметр платы в миллиметрах. Для механизмов других форм приведенный диаметр, определяемый, как диаметр круга, равного по площади плате некруглого механизма. Для уменьшения потерь на трение, повышения точности хода и надежности в подшипниках применяют опоры из синтетического корунда, очень твердого и износостойкого материала.

 

При оценке часов необходимо провести их идентификацию для выяснения их происхождения. Главным образом, это касается часов известных фирм, таких, как Rolex, Tissot, Patek Philippe, Rado и других. Для швейцарских часов, которые из-за надежности, престижности и высоких цен пользуются повышенным спросом, проблема подделок особенно актуальна. Поэтому ниже приводятся некоторые данные о наиболее распространенных способах подделки и их распознавании. Наиболее успешный и, соответственно, выгодный вариант подделки это возможно более близкая по дизайну к оригиналу подделка известной модели с использованием названия и торговой марки фирмы, производящей эти модели. При этом надо иметь в виду, что достаточно низкие цены на такую продукцию «гарантируют» быстрый выход механизма из строя. В большинстве случаев такие часы не ремонтируются, или ремонт стоит дороже самих часов. Известно, что в часовых мастерских скопи лось довольно много поддельных часов Rolex, а настоящих практически нет, или почти нет. Такие подделки могут служить основанием для судебного преследования их производителей. Изготовители подлинных часов Rolex, не имея возможности остановить производство подделок, решили считать выпуск подделок рекламной кампанией. Иногда имитируется только внешний вид без использования логотипа или товарного знака известной часовой фирмы. Кроме этого, производятся часы, имитирующие известные модели, но марками лишь напоминающими их названия. Это позволяет их изготовителям уходить от судебной ответственности. Вот несколько примеров.

8043


Существует известная марка часов Seiko, на циферблате подделки она превращается в Seyko или Seico; Orient превращается в Orientex или Oriext и так далее. В связи с этим хотелось бы обратить внимание при оценке или покупке часов на правильное написание название их марки. Другим не менее важным моментом в оценке часов, особенно швейцарских, является подтверждение страны происхождения. На настоящих швейцарских часах в самом низу циферблата имеется надпись Swiss Made или Swiss. Иногда слева от этих надписей могут дополнительно находиться различные буквы, которые могут указывать, например, на то, что часы собраны из оригинальных деталей, но не на самой фирме изготовителе, или указывать на некоторые другие особенности часов. Особое внимание следует уделить часам, украшенным драгоценными камнями. Если это действительно дорогие фирменные часы, то и камни должны быть хорошего качества, что требует подтверждения геммологической экспертизы. На хорошие подделки иногда ставят драгоценные камни, но это или камни низкого качества, синтетика или откровенная подделка. Существует весьма условное деление часов на виды. Приведем лишь некоторые из них с последующим указанием на стоимость отдельных марок и фирм.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ Стандарт организации 61-23-11. Вторая часть смотрите в блоке.

Курс "Антикварное дело" в Русской Академии Ремёсел

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

  1. Оставьте комментарий в качестве ГОСТЯ. Или ВОЙДИТЕ на сайт как УЧАСТНИК АССАМБЛЕИ. Sign up or login to your account.
0 Characters
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением