NFT-токен в цифровом искусстве.
NFT (nonfungible token) — это невзаимозаменяемый токен, подтверждающий право собственности на произведение искусства, чаще всего цифрового. Сам токен — это запись в блокчейне, своего рода виртуальная «ценная бумага» в цифровом мире, стоимость которой определяется ее создателем.
С конца зимы текущего года интернет буквально «кипит» вокруг темы токенов. Бум, хайп, шумиха? Или это действительно явление, способное перевернуть жизнь общества? Предлагаем разобраться по порядку.
Слово “token”, как вы, наверное, уже догадались, английское и в оригинале означает просто «жетон». Но в контексте современных технологий оно приобрело принципиально новый смысл, и совсем коротко его можно обозначить как «цифровой сертификат». Но особый интерес мирового интернет-сообщества вызывает такая категория токенов, как NFT (non-fungible tokens), или невзаимозаменяемый токен (т.е. виртуальная цифровая единица). По сути это цифровой сертификат, подтверждающий право на владение виртуальным активом.
Как начиналось?
Технология NFT появилась в 2017 году. В 2018 году она пережила два бума популярности использования в сфере игровой компьютерной графики, после чего на некоторое время интерес снизился. Новый рост интереса начался в конце 2020 года и продолжается до настоящего времени, но уже в качественно новых областях. Это и построение виртуальных миров, и регистрация доменов, и цифровое искусство. Именно перспективы применения NFT в сфере искусства хотелось бы проанализировать подробнее.
В феврале 2020 г. NFT активно внедрялись в сферу искусства. Так, ди-джей 3LAU первым среди музыкантов токенизировал свой альбом, после чего продал его ограниченным тиражом, заработав на этом $11,6 млн. Певица Граймс, которая широко известна как мать ребенка Илона Маска, поступила аналогично. Она продала свои личные рисунки и рисунки своего брата, создав 400 NFT-токенов, привязанных к четырем рисункам. Буквально моментально, всего за 20 минут, эта операция принесла Граймс $5,8 млн. Sotheby's и Phillips запустили аукционы NFT через месяц после того, как Christie's продал цифровое произведение искусства за 69,3 миллиона долларов.
И Россия в этом процессе вовсе не позади планеты всей. Художники из digital-art оперативно сориентировались и быстро наладили размещение и продажу своих работ. Кстати, представители классических жанров тоже не сильно от них отстали, во всяком случае, представители молодого поколения. Продается не все и не всегда дорого, но значительно активнее и менее хлопотно, чем в оффлайне. А главное – быстро (скорость «перемещения» актива – это вообще принципиальная характеристика. Если токенизировать произведения реального искусства, они спокойно могут висеть в галерее, а их владельцы — меняться со скоростью транзакций).
Для лучшего понимания, с чем мы имеем дело в лице NFT, давайте немного разберемся с техническим вопросом, а именно – как работают токены, и почему именно сейчас они получили такое широкое распространение. Сам по себе NFT – это часть блокчейна. Для тех, кто не очень четко представляет себе, о чем речь, поясним - блокчейн – это распределенная (т.е. физически располагаемая на множестве компьютеров) база данных, в которую заносится информация обо всех операциях, совершенных между сторонами – участниками какого-либо процесса. Записи из реестра видны всем участникам процесса, их невозможно удалить или изменить задним числом, но можно обновить с помощью следующей записи. В цепочке будет видна вся история конкретной записи и всех операций по ней. Итак, блокчейн — система, которая хранит в блоках информацию обо всех предыдущих операциях внутри цепочки, а NFT – ее неотъемлемые части. Что самое важное -структура невзаимозаменяемых токенов дает возможность регистрации в блокчейне информации о праве собственности на цифровое имущество — игровые предметы или объекты цифрового искусства. Так, если некий товарищ переписал у друга себе на компьютер какое-то музыкальное произведение, фильм или графическое произведение искусства и сам лично им тихо наслаждается, то в этом нет никакой проблемы. Если же он, скачав произведение себе на компьютер, решил сделать на этом бизнес, не санкционированно поторговав через интернет – вот здесь-то и проявляются возможности отслеживания транзакций и преимущества использования блокчейн технологий.
Как только стали понятны возможности применения NFT не только для «игрушек», рынок немедленно отреагировал бурным всплеском спроса на эти объекты. О зарубежных примерах мы уже упоминали выше, но в процесс включились и солидные участники российского культурного сообщества. Многие федеральные музеи еще до пандемии оцифровали свои залы и экспозиции, создав виртуальные туры с углом 360 градусов безвозмездно. Это сделали ГМИИ имени Пушкина, Эрмитаж, Музей ДПИ на Делегатской. Эрмитаж пошел еще дальше, и он планирует провести первую в России NFT-выставку, которая, согласно информации, размещенной на сайте музея, должна быть представлена до конца 2021 года. Это будет экспозиция произведений искусства, выполненных в формате невзаимозаменяемых токенов. Проект задуман, по словам организаторов, как «выставочное исследование». И актуальность его аргументирована тем, что блокчейн-технологии стали новой формой закрепления права на подобные активы.
Российские именитые авторы тоже оценили новые возможности и уже даже неплохо продаются. Например, российский художник Покрас Лампас (Арсений Пыженков) продал на крипто аукционе фотографию своей работы «Transition» за 28,7 тысячи долларов (более двух миллионов рублей). Изначально работа была выполнена на холсте. Затем ее оцифровали и скорректировали для проекции на Чиркейскую ГЭС. На аукционе фотографию проекции продали в виде невзаимозаменяемого токена (NFT). Торги прошли на площадке Foundation.
Чтобы корректно оценить текущую ситуацию и перспективы арт-рынка относительно новой технологии, стоит привести немного статистики.
То есть, объем продаж примерно равен 50-70 млрд./$.
Лишь около половины общего объема сделок проходит через глобальные публичные аукционы. И тенденция к снижению этой цифры очевидна: в 2020 году она уже составляла только треть от общего объема продаж.
До 2019 года жизнь на интернет-рынке искусства и антиквариата протекала довольно плавно и неспешно. Он составлял примерно от одной десятой до трети объема торгов на аукционах, пока не грянула пандемия. И за один лишь год, в 2020 году, объемы торгов через классические аукционы и через интернет практически сравнялись.
Крипто биржи в своей активности вполне повторяют общий тренд роста объемов Интернет-торговли: так же, как и онлайн торговля, с 2018 года торговля токенизированными активами росла довольно неспешно, занимая 1-2% арт-рынка. Но в конце 2020 года произошел резкий всплеск активности.
Источник: NonFungible.com
Специалисты www.nftculture.com предполагают, что NFT продолжит завоевывать долю онлайн-рынка со скоростью не менее 10% в год и долю на мировом рынке со скоростью не менее 1% в год в течение следующих 5 лет ( https://www.nftculture.com/nft-marketplaces/nfts-and-the-global-art-market/).
Таким образом, можно смело констатировать, что мы имеем дело с новым техническим и культурным явлением, а, соответственно, и с новым рынком. И, как всегда, он генерирует практически безмерные возможности и огромные риски. Чтобы минимизировать потенциальные риски необходимо понимание потенциальных объектов вложения средств. Естественно, на поверхности видна возможность вложения в сами произведения цифрового или оцифрованного искусства. Новая технология решает важный вопрос нематериального (а часто и материального) владения произведением, и процесс инвестирования в произведения искусства становится безопасным и предсказуемым.
Помимо этого, наиболее очевидного преимущества, торговля произведениями искусства с использованием невзаимозаменяемых токенов и системы блокчейна предоставляет инвесторам следующие немаловажные возможности:
- Полная прозрачность сделок.
- Стандартные, надлежащим образом подготовленные контракты.
- Простая и мгновенная проверка условий контракта и самого контрагента.
- Существенное затруднение возможности незаконного тиражирования и распространения.
- Наличие доказательств хищения / утечки контента для судебного преследования нарушителей – технологии блокчейна существенно упрощают вопросы защиты прав интеллектуальной собственности художников и всех лиц и организаций, участвующих в создании и распространении контента.
- Четкие, заранее установленные и прозрачные механизмы определения размера роялти.
Это только те возможности, которые очевидны на данной стадии развития процесса использования NFT в торговле арт-объектами. В дальнейшем, вполне вероятно, будут выявлены новые преимущества новой технологии.
Мы уделили довольно много внимания техническим вопросам токенизации произведений искусства, так как для цифровых произведений (у которых изначально отсутствует материальная составляющая), эта технология практически безальтернативна. Но для произведений, имеющих в своей основе материальный носитель, задача токенизации может оказаться несколько сложнее. При том, как с организационной, так и с юридической стороны. Сама по себе цифровизация современного искусства обусловлена развитием технологий: сегодня все больше художников (живописцев, скульпторов) интенсивно осваивают технологии создания произведений искусства напрямую в компьютерах. Помимо плоскостных, двухмерных изображений, успешно создаются виртуальных трехмерные объекты и пространства. Возможности программ трехмерной скульптурной графики и фотошопа поистине безграничны. И цифровизация «натурального», материального искусства вполне себе реальна и технически исполнима – хорошие фотокамеры позволяют без особого труда оцифровать практически любой арт-объект во всех его деталях и сделать его доступным для представления на крипто биржах искусства.
Итак, тенденция ухода искусства «в цифру» совершенно очевидна. Это не означает, что «натуральное» искусство совсем исчезнет. Речь идет о том, что основная и значительная часть рынка полностью переориентируется на нематериальное искусство. И что в этом случае будут собирать коллекционеры? Эмоции. Только совершенно разные эмоции. Нематериальное цифровое искусство — это эмоции воображения, фантазии, визуального наслаждения. Путешествие в мир фантазий будущего. И там находиться можно бесконечно долго. В материальном искусстве тактильные эмоции. Эмоции обладания предметом искусства. Могут ли они сравниться по эмоциям и по стоимостным характеристикам, по прейскуранту цен? С материальным искусством все понятно и прозрачно, а с цифровым искусством еще предстоит сложный путь оценки, регистрации, фиксации, переуступки прав, страховки от вируса (червья, хакерской атаки). Возможность перепродажи NFT, заложенная в их смарт-контрактах, позволяет рассматривать их и как инвестиции, и как некую страховку от вируса.
И еще один важный момент, о котором стоит упомянуть: вопросы соблюдения авторских прав и прав собственности на нематериальные активы в ближайшей перспективе становятся более чем актуальными. Пока же вопросы торговли цифровыми арт-объектами находятся вне правового поля и не имеют специфической юридической регуляции. Распоряжаться цифровым объектом за пределами блокчейна покупатель не может. Единственно, что очевидно и бесспорно – это то, что авторское право создателя при переходе права собственности к другому лицу (продаже) сохраняется.
Чтобы уверенно себя чувствовать на рынке онлайн аукциона электронных торгов digital искусства, приглашаем пройти короткий курс «Антикварное дело» в Русской Академии Ремесел. В учебной программе 16 часов посвящено практическим занятиям на тренажере онлайн аукциона. Темы, по которым слушатели курса получат новые навыки, знания и умения. Создание коллекции предметов антиквариата \ цифрового искусства. Цифровизация процесса учета, хранения, обработки предметов антиквариата \ цифрового искусства в коллекции электронного аукциона. Самостоятельная работа на электронном аукционе \ цифрового искусства. Разработка плана стратегии и тактики покупки \ продажи цифрового искусства. Постановка цели и задачи. Определение сегмента покупателей \ продавцов. Определение ценовой категории. Определение комиссионного вознаграждения. Работа с живыми экспонатами и с покупателями на электронном рынке антиквариата \ цифрового искусства. Работа вживую на тренажере онлайн-аукцион.
Кому может быть интересен этот образовательный курс?
- Для тех кому досталось в наследство много милых и антикварных вещичек, и вы боитесь «продешевить» продавая дорогие вашему сердцу предметы. Поэтому вам нужны крепкие знания, чтоб вам сориентироваться в «монетизации» своего наследства.
- Для коммерсантов и менеджеров, инвесторов. Ведь вы после короткого курса будете знать истинную цену каждому произведению цифрового искусства и антиквариата.
- Для визуализаторов цифрового искусства. Вы научитесь продавать свое цифровое искусство. Узнаете стоимость своих творений в сравнении с другими участниками рынка цифрового искусства.
- Курс весьма полезен для коллекционеров, как для начинающих, так и для опытных со стажем. Всегда ведь важны новые связи, новые знакомства и новые знания. К примеру, вы раньше не заполняли таблицы атрибуций, а после курса будете знать, как их заполнить. Вы раньше говорили «этот предмет», «этот артефакт», а после курса вы научитесь много говорить, так как будете много знать о каждом историческом периоде, в который создавался этот предмет антиквариата.
- Для дизайнеров интерьера курс даст новый толчок для творческих идей при оформлении интерьеров «Модерн», и «Контемпорари», которые актуальны в 2021-2022 гг. Реплики старинной мебели, фарфора, керамики, стекла XIX века, картины XVIII века в интерьерах корпоративных залов приема и частных вил, несомненно выделяются на фоне других дизайн-проектов, в которых отсутствует «дух старины» с антикварными вещами. И вы как истинный ценитель красоты, можете часами рассказывать вашему клиенту об инвестициях в «антикварную красоту».
- Для работников культурных заведений: домов культуры, досуговых центров, музеев, библиотек, картинных галерей, выставочных залов. Обучающий курс даст несомненно новые знания, практику и умение отличать подлинные предметы от подделки. Это повысит ваш социальный статус и вашу самооценку.
- Студенты творческих и исторических учебных факультетов, и курсов. К вашему основному диплому вы получите еще и свидетельство «Аукционист», «Антиквар», «Оценщик», «Хранитель фондов» вам на выбор, в зависимости от специализации и кода профессии основного образования.
- Для свободных художников обучающий краткосрочный курс даст новые знания как продавать свои картины на онлайн аукционе.
- Для юристов в области охраны авторских прав, для патентоведов, составителей каталогов.
- Для галеристов и организаторов выставок.
В постпандемийную эпоху многие меняют свою профессию. В новый век с новой профессией «Аукционист цифрового искусства». Добро пожаловать в новый мир NFT токенов и цифрового искусства.
Авторы статьи - Петрова Инна Валериевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, бизнес-консультант.
Николай Николаевич Матвиенко –учредитель Русской Академии Ремесел, попечитель ТД Ассамблея.
Апрель, 2021 год.