Новая книга - Лента Мёбиуса и её изворотливый нрав. Новая лентопись Ленинграда, Москвы, Петербурга.

 Ассамблея

Русская Академия Ремесел представляет новую книгу

для конструкторов, дизайнеров, концептуалистов,

чье творчество связано с экспериментами и новаторством в синтезе искусств.


Книга о ленте Мебиуса.


У этой книги есть два начала и нет ни одного конца, как и у ленты Мебиуса, у которой от ее начала до начала есть только одна сторона.
Раскрытая с одного из начал, эта книга является несерьезным руководством к диверсии против здравого смысла методом разрезания односторонних бумажных поверхностей (от мебиусов до сложных многоугольных односторонних фигур).


Перевернутая на 180 градусов по вертикальной оси и открытая с её второго начала, эта книга рассказывает о четырех художниках, архитекторах и философах, чье творчество прошито мебиусичными формами: Владимир Стерлигов, Иван Говорков и Елена Губанова, Вячеслав Колейчук.


Центральный разворот книги связывает воедино два ее начала и содержание с формой.


И в её финале, так и не завершенном окончанием, эта книга – о бесконечной благодарности тем учителям, кто не дал нам влипнуть в трясину занудства и унылого «здравомыслия», напрочь лишенных творческой смелости и дерзновения.


208 страниц, 90 цветных иллюстраций. Тексты на русском и английском языках. Совместное издание: Арт центр Борей. Санкт-Петербург. Музей Органической Культуры (МОК). Коломна. Дизайн, верстка, подготовка к печати: Арт центр Борей.

Ассамблея


Галерея Борей. Санкт-Петербург. Литейный, 58. www.borey.ru. Галерея Борей основана в 1991 году.
Сегодня галерея Борей – старейшина среди некоммерческих выставочных и творческих центров Петербурга.
Борей – первый из равных, кто в постсоветской истории города счастливо прожил уже тридцать лет в житейском море бурных перемен.Тридцать лет беспрерывных выставок, собраний и концертов множества многих, для кого Борей стал стартовой катапультой в их успешную творческую жизнь и сегодня к нам благодарно и дружески расположены многие наши вчерашние дебютанты. Когда-то в городе с новым старым именем Санкт-Петербург остро не хватало независимых экспозиционных, сценических и концертных площадок, а Борей всегда был и будет рисковым, не алчным и гостеприимным.

Ассамблея


Сегодня в обойме Борея: пять выставочных залов, собственная дизайн-студия, издательство «Борей Арт» (издавшее уже больше ста редких и малотиражных книг с фирменным стилем оформления), фотостудия, механическая мастерская изобретателя Е. Пинигина, книжная лавка, арт-салон, клубное кафе. В рабочем расписании Борея: выставки, регулярные и внезапные обучающие классы для детей и взрослых, семинары, литературные встречи, конференции и премьеры.

Ассамблея


Галерея Борей остается в прежнем звании и с неизменными старыми правилами:

  • Борей сохраняет традиции партнерства с авторитетами и пробуждает любопытство ко всякой содержательной новизне.
  • Мы приветствуем всякую нетривиальную творческую и высокохудожественную идею и разжигаем интерес ко всему талантливому, культурному, дерзновенному, что заметно выдается из формализованного занудства или конвейерного рыночного хлама.
  • УДК 82-9(087.5) ББК Я91
  • Елена Типикина и Ксения Черкаева.
  • Лента Мёбиуса и её изворотливый нрав. Новая лентопись Ленинграда, Москвы, Петербурга. — СПб.: «Борей-Арт», 2021. — 208 с.: ил.
    Xenia Cherkaev & Elena Tipikina
    The Möbius Band's Mysterious Capers. A one-sided chronicle Leningrad, Moscow, St. Petersburg. — St. Petersburg: Borey Art Center, 2021. — 208 p.: ill.
    Музей Органической Культуры Коломна. Borey art center.
    Издательство «Творческий центр «Борей Арт» Санкт-Петербург
    Tекст книги: Елена Типикина и Ксения Черкаева.
    Фотографии: Юрий Ермолов, Елена Типикина.
    Редактор русских текстов: Екатерина Видре.
    Корректор русских текстов: Анастасия Аверина.
    Редактор английских текстов: Энтони Заннино.
    Корректор английских текстов: Дэн Кендалл.
    Дизайн, верстка: Игорь Панин.
    ISBN 978-5-7187-1008-3
  • © Е.Типикина и К.Черкаева, текст, фотографии, 2021
    © Ю. Ермолов, фотографии, 2021
    © Архив Вячеслава Колейчука, иллюстрации, 2021
    © Музей Органической Культуры, иллюстрации, 2021
    © И.Говорков и Е.Губанова, иллюстрации, 2021
    © Музей современного искусства «Гараж», иллюстрации, 2021
    © Экопарк «Ясно Поле», иллюстрации, 2021
    © И.Панин, дизайн, 2021
    © Издательство «Борей Арт», макет, 2021
    Texts: Xenia Cherkaev and Elena Tipikina Photography: Yury Ermolov, Elena Tipikina English editor: Anthony Zannino
    English copy-editor: Dan Kendall Russian editor: Ekaterina Vidre Russian copy editor: Anastasiia Averina Design, layout: Igor Panin© Xenia Cherkaev and Elena Tipikina, text, photo, 2021
    © Yury Ermolov, photo, 2021
    © Viacheslav Koleichuk Archive, illustrations, 2021
    © Garage Museum of Contemporary Art, illustrations, 2021
    © Ivan Govorkov and Elena Gubanova, illustrations, 2021
    © Museum of Organic Culture, illustrations, 2021
    © Ecopark Yasnopole, illustrations, 2021
    © Igor Panin, design, 2021
    © Borey Art Center, layout, 2021
    Елена Типикина и Ксения Черкаева
    Лента мёбиуса и её изворотливый нрав. Папа. Ножницы. Бумага.
    Совместное издание. Borey Art Center, Санкт-Петербург. Музей Органической Культуры, Коломна. 2021
    THE MÖBIUS BAND'S
    Mysterious Capers.
    Dad.Paper.Scissors
    Xenia Cherkaev & Elena Tipikina.
    Елена Типикина и Ксения Черкаева.
    Новая лентопись Ленинграда, Москвы, Петербурга.
    Владимир Стерлигов, Иван Говорков, Елена Губанова, Вячеслав Колейчук.

logo MOK

 

Фрагмент из книги.

Предисловие Ксении Черкаевой.

У нашей книги два начала и нет ни одного конца, но у одного из начал тоже было начало, с которого все остальное и началось. Однажды я, Ксения Черкаева, наивно подумала, что маленькую брошюрку с топологическими игрушками-вырезалками из ленты Мёбиуса можно будет запросто сварганить на коленке, за кухонным столом и между делом. Но я ошиблась.
Эта книжка написана в такие времена, когда млекопитающие уже могут рождаться без участия самцов. У клонированных существ нет папы, клоны появляются на свет из материнской клетки. Но, в отличие от овечки Долли и ей подобных, мне повезло родиться еще по старинке: я дочь своих отца и матери. Эта книга отчасти посвящена моему отцу, и другим отцам она посвящена тоже. Только ни в коем случае не «отцам-производителям» в биологическом смысле и не «отцам родным, начальникам вышестоящим» с их нелепой гендерной спесью. А всем тем отцам-учителям, кто вовремя сумел отвлечь внимание младенца от тарелки манной каши и научил его мечтательно смотреть за горизонт и выше голубого неба.

koleychuk Ассамблея


Мой отец однажды стал соучастником моего появления на свет, но этого ему показалось мало. Немного погодя он уже принялся будить и оживлять нескучными задачками мой доверчивый мозг. Это он первым убедил меня, что наш мир является бездонной копилкой других миров, что в нем больше измерений, чем нам, земным жителям, кажется. В лесу или в парке он подбирал длинные палки, которыми рисовал для меня линии, лабиринты и мосты на тропинках в пыли. Так он научил меня глубокомысленно пялиться в тупики и искать потайные дверцы в пещеры к знакомым драконам, а однажды он показал мне, как разрезать на полоски бумажные мёбиусы. Я с той поры выросла, но лента Мёбиуса по-прежнему не отпускает меня из своего одностороннего бесконечного мира в наш обыкновенный мир дуальностей, бинарностей и двоякостей.
Однажды я влипла в эти бумажные кольца сама, а теперь втянула в них моего соавтора Елену Типикину. Мы впряглись парой и покатили проект нашей книжки так же упрямо, как старательные скарабеи катят свои навозные шарики, тем самым символизируя восход Солнца. Солнце и Луна исправно всходят и заходят, отделяя для нас день от ночи, а свет от тьмы. Спасибо за это отцам и учителям земным и небесным.

 koleychuk Ассамблея

Зачем и почему?

Важное свойство этой книги заключается в том, что ее можно использовать в качестве лекарства от занудства, всезнайства и высокомерия. Сообща мы сделали для вас это ненаучное учебное пособие и рекомендуем его использование:
— взрослым, чтобы развеселить топологическими парадоксами восприимчивых к чудесам детей;
— еще не очень взрослым, чтобы иной раз сбить спесь с других людей, окостеневших в невосприимчивости чуда;
— детям, которые хотят на простых примерах научных чудес (не путать чудеса с шарлатанскими фокусами) поколебать излишнюю самоуверенность некоторых взрослых людей, напрочь забывших о том, что не все так просто.
Это всё благородные миссии, конечно, но мы вам сознаемся, что на самом деле просто хотим вас научить, как с помощью простых бумажных игрушек вывихнуть мозг не только деревянным, но даже железобетонным на голову людям.
«Вывих мозга» (в отличие от его ушиба или сотрясения) — это вовсе не опасный медицинский диагноз. Это один из способов пробудить от оцепенения и спячки человеческое сознание, застрявшее в тесной норке разученных догм и тривиальных «истин». Вырвавшись из такой формализованной мухоловки, иной человек вдруг вспоминает, как можно удивляться всякой интересной новизне. И тогда у него в мозгах вместо кубической чугунной гири вырастают невидимые легкие крылышки. Возможно, эти крылышки выглядят примерно так, как выглядит сверкающий Мебиус из десяти металлических лент, созданный Вячеславом Колейчуком.
Наше методическое пособие на простых примерах научит вас правильно выбирать оружие против чужого «здравого смысла» и всезнайства. Потому что нет никого скучнее, чем люди, уверенные в том, что их здравый смысл гораздо, гораздо главнее, чем ваша личная способность сомневаться.

 koleychuk Ассамблея

Второе предисловие.
Три стороны одного вопроса

Эта книжка появилась как результат домашней дискуссии математиков с антропологами. Технари и гуманитарии — это все-таки разные подвиды «человека разумного», а различаются они только тем, что думают почти всегда наоборот друг другу.
Для математиков крайне важно, чтобы аксиомы, на которых они строят системы Безоговорочных Доказательств, не противоречили сами себе внутри предложенной теории. Поэтому все они друг с другом договариваются заранее: какое правило они будут считать в этот раз аксиомой, а какие правила и исключения не будут даже вспоминать.
А у антропологов совсем другой подход к своим научным задачам: для них важно, кто, когда, почему и зачем принял в качестве аксиомы каждую новую «объективную правду». Те исторически устойчивые аксиомы, в которых (не задумываясь о твердых вычислениях) обитают гуманитарии, математики им назло переворачивают наизнанку новыми теориями и расчетами непознанных измерений, в которых Бесспорные Аргументы сами собой делятся и множатся на Бесспорные Аргументы, появляются из ниоткуда и обнуляют сами себя (об этом математическом методе опровержения здравого смысла писатель Борхес написал страшный рассказ про синих тигров).
Но есть еще один обособленный подвид человека — это художники, обладающие свойством мимикрировать и произвольно принимать черты двух первых. Художники воображают и рисуют свои очень странные миры, либо вовсе не вступая ни с кем в коалиции, либо составляя временную коалицию с теми, кто оказался способен распознать в их творчестве любой устойчивый порядок.
Но вечно спорящие друг с другом гуманитарии и математики иногда как-то все же договариваются о перемирии, хотя в глубине души не перестают считать инакомыслящих людьми, которым «просто не дано понимать это». Наш гуманитарно-математический авторский коллектив в итоге оказался сплочен потребностью переворачивать вверх тормашками плоскости и выворачивать наизнанку объемные фигуры. Но листочки бумаги, склеенные в фигурки и разрезанные ножницами, могут завести в тупик сомнений и вывести на дорогу озарений даже художника! Поиски следов и отголосков чудесного влияния ленты Мёбиуса на историю города Петербурга (и на умы его жителей) увели нас далеко в сторону от ножниц и бумаги, беспорядочно нагроможденных на столе. Увели далеко назад во времени и далеко вперед в городском географическом пространстве. Оказалось, что этот донельзя простой топологический предмет способен не только дурачить и обескураживать взрослых людей, но также порождать и безвременно вращать внутри себя целые системы философий изобразительного творчества, сталкивая друг с другом разогнанные мысленные колесницы художников настоящего и минувшего времен. В витках и полукольцах скрученной бумаги разбилось и окрепло немало умов… Гонки воображения по ленте Мёбиуса — весьма занимательное занятие, потому что в художественном пространстве, лишенном трехмерной системы координат и силы тяготения, становится абсолютно невозможно доказать, кто именно из оппонентов вымеряет шагами истину, двигаясь по ленте вверх тормашками.

koleychuk Ассамблея

 

 

Специально для Ассамблеи Елена Типикина и Ксения Черкаева. Июль 2021 г.

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

  1. Оставьте комментарий в качестве ГОСТЯ. Или ВОЙДИТЕ на сайт как УЧАСТНИК АССАМБЛЕИ. Sign up or login to your account.
0 Characters
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением