Ручная обработка камня: скульптура, глиптика, каменная пластика
Actual Skills Academy
Фото на заставке — ИП Кувалдина Н.А. Магазин Аметист. Фрукты в вазе. 2021 г.
Глава 2, Часть 3 Продолжение публикации
Начало смотри: Глава 2, часть 2.
У России есть свои традиции, стиль, вкус и «манер». Русские мастера на международных выставках восхищают посетителей русским стилем формы и содержания каменных изваяний, замысловатой резьбой и тонкой каллиграфической вязью. Несомненно, все новое, что появляется в мире обработки камня и в искусстве декора, перенимают русские мастера. Резец камнереза позволяет камню говорить, жить и дышать. Через творчество в каменной пластике высвобождается творческая сила русских народностей и этноса, тем самым создавая связь между поколениями и временем. Освобожденная энергия, запечатленная в камне — это лицо страны и эпохи.
Русские камнерезы, не конкурируют между собой, и это тоже отличительная особенность русских художников. Они просто выбирают какой-либо стиль и находят свою нишу на рынке сбыта и в истории декоративного искусства. Кто-то специализируется на языческой и зодиакальной мелкой пластике, кто-то на жанровых сценках, другие на классических амфорах и сосудах (телах вращения). Каждая из школ камнерезного искусства в федеральных округах РФ находится под влиянием местных исторических традиций. Потенциал минерала и камня дает региональным художникам по камню явное преимущество перед живописцами, позволяя им добиваться объемных эффектов за счет естественной текстуры камня.
Музей Мир Камня, Барнаул
Салават Щербаков, скульптор, говорит:
«…У меня как скульптора большой спектр творческих поисков — от классических до очень вольных вещей. От Фидия и Родена до Генри Мура и Бранкузи. Я выбрал то, что мне казалось более близким и харизматичным — это Микеланджело, Фидий, Роден, Опекушин, Мухина. Меня это волнует, хотя я ничего не имею против других направлений, тоже изучаю и вникаю... В Германии, в Баден-Бадене, мы сделали маленький памятник супруге Александра I — принцессе Баденской Луизе. Скажем, в Вязьме сделали памятник расстрелянным немцам, десяткам тысяч военнопленных — родственники ходят туда со слезами. Причем тут мода? Тут не мода. Кстати, смотря в каких кругах мода. Наоборот, в интернете встречаются такие люди, может, их не так много, но у них другие интересы, принципы, они по-другому видят развитие страны, мира. Я у них не в моде. И это нормально…»
Не существует моды на камень. Есть мода на товары массового спроса: шторы, обои, мебель, гаджеты. Но каменные изделия всегда были востребованы в определенных кругах, среди потребителей товаров лакшери и премиум-класса.
Таблица по школам камнерезного искусства и популярности жанров, техник, композиций в зависимости от географического места бытования камнерезного искусства и в зависимости от этно-культурных традиций региона.
В приведенной таблице упомянуты основные школы камнерезного искусства, которые формировались последние два столетия, вплоть до 2022 года. Надо заметить, что Центральный ФО и Москва в этом ряду занимают весьма условное место, так как на Русской равнине в ЦФО минералы и сырье — это Виневский и Михайловский известняк, Домодедовский доломит, и ювелирных поделочных самоцветов здесь не обнаружено. Все центры камнерезного искусства размещены в местах добычи этого минерала. Должны удачно сложится демографические, кадровые, инфраструктурные, креативные предпосылки, чтобы в Московском регионе сложились условия, при которых Московская новая школа камнерезного искусства стала таким же заметным явлением в истории искусств, как Питерская, Тувинская, Сибирская, Уральская, Алтайская школы, и на Кавказе. В Москве есть только отдельные личности, художники, лидеры по узким отраслям ювелирного и камнерезного искусства.
Источник. Фантазия в Камне
Валентин Скурлов, искусствовед, отсылает нас в историю камнерезного искусства. По его статьям, книгам и диссертационной работе можно отправиться в увлекательное историческое путешествие художественной обработки камней, минералов, самоцветов.
Коротко об этом можно посмотреть в сюжете из Минералогического Музея имени А. Е. Ферсмана в Москве. Максим Арцинович и ювелирный дом MaximiliaN London, Maximilian Art Foundation являются попечителями Минералогического музея им. Ферсмана.
Надо отдать должное тому, что московские специалисты всегда разрабатывали новые технологии камнеобработки: ограночное, голтовочное, шлифовальное, камнерезное, диагностическое, реставрационное и другое оборудование и механизмы камнеобработки. Но говорить «Московской школе камнеобработки» с традициями, узнаваемым стилем, почерком «на столичный манер» можно только с большой натяжкой, в определенный исторический период, когда жили и ваяли великие резчики, скульпторы, огранщики камня.
Это сфера знаний историков обработки камня на «московский манер» и специалистов по стилям прикладного и декоративного искусства. Нас больше интересует изучаемый период с начала нулевых годов до настоящего времени. В предыдущей главе обозначены некоторые вехи крупной каменной пластики: архитектурный и облицовочный камень в экстерьере и интерьере. Но обработка и огранка ювелирного камня такая же специфическая отрасль минералогии и технологии, и они отличаются не только форматами, размерами, но и художественными приемами.
Несколько примеров высоких технологий огранки камней в столице. Виктор Тузлуков, неоднократный победитель и лауреат международных конкурсов огранщиков. Дмитрий Саморуков и Эдуард Ахметшин — преподаватели учебных заведений ювелирного искусства, при этом изобретатели, имеющие патенты в области камнеобработки и огранки. Ильгиз Фазулзянов – непревзойденный мастер с неиссякаемой творческой энергией, который каждый год создает шедевры в количестве от 200 до 600 штук и все в единичном экземпляре. Об этом великолепном мастере материал был ранее в Ассамблее.
Еще в Рождественском видео альбоме можно посмотреть материал о Дмирие Саморукове: Путь Спасителя. Рождество. Огранка. Дмитрий Саморуков.
Дмитрий Саморуков. Разработка и техническое решение. Копир преформер
Стили и направления камнерезного искусства на портале Stone carvers
Каждый камнерезчик, огранщик, художник имеет свой стиль и почерк. Каждая творческая группа, артель, Союз, Ассоциация объединяются по одному или нескольким признакам.
Краткий федеральный и региональный перечень.
- Творческий союз камнерезов — профессиональный союз объединения «Мир Камня» и ведущих художников-камнерезов Петербурга.
- Петербургская камнерезная мастерская «Школа Камнерезного Искусства» «Ш.К.И».
- Союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона.
- Музей истории камнерезного и ювелирного искусства.
- АНО Гильдия камнерезов.
- Гильдия камнерезного искусства ТСХДПИ (Тюльпакова Ольга).
- Мастерская ANNA NOVA.
- Академия ювелирного искусства Шароновых.
- Фонд семьи Шмотьевых.
- Курсы камнерезчиков в Русской Академии Ремесел.
Цех камнерезов уральской школы Святогор
Следует отдать должное тому, что в последние годы возрос общественный интерес к искусству камнеобработки. Второй раз проводится конкурс Серебряный Бабр-202, который объединяет всех, кто интересуется темой камнерезного и ювелирного искусства — от профессионалов до ценителей данных видов искусств. Конкурс камнерезчиков Бабр-2022 предназначен в первую очередь для выявления талантливых мастеров, поддержки творческих инициатив и возможности дальнейшего развития мастеров камнерезного и ювелирного искусства. Проведение Конкурса способствует передаче традиций и знаний от Мэтров к молодым художникам. Особо сильно ощущается кадровый голод на предприятиях и мастерских по художественной обработке камня и ювелирных произведений.
Надо понимать, почему тела вращения у камнеобработчиков не столь популярны как ручная каменная резьба. Любой токарный станок имеет шестеренки, валы, зубья, в которые попадает абразивная каменная пыль после обработки камня. Естественно, такой токарный станок быстро ломается, и надо менять шестеренки. Плюс к этому большой расход воды в зону резца и обработки камня. Добавим сюда же чистку отстойников от шлама каменной пыли и получается экономически нецелесообразный бизнес по телам вращения.
Источники: Атлант Гранит и Сардис
В Московском регионе камнеобрабатывающие цеха закрыли участки по телам вращения и сосредоточились на ручной резьбе, резьбе на станках с ЧПУ и иных технологиях камнеобработки,экологичных, перспективных, экономически рентабельных. Если говорить о последнем показателе, то рентабельность камнеобрабатывающего цеха составляет приблизительно 100—120%, но при наличии первоначальных инвестиций не менее 10 млн рублей. Рентабельность мелкой ювелирной каменной глиптики значительно ниже — 30%. Это связано с тем, что для мелкой ювелирной каменной резьбы сначала нужно найти портфель заказов и рынок сбыта, а потом только налаживать технологическую цепочку: идея, концепция, мода, эскиз, сырье, инфраструктура, кадры, экология, технология, упаковка, доставка, реклама, сбыт. И не забывать про инвестиции в развитие. Первоначальные инвестиции в ювелирную каменную глиптику составляют от 2 до 4 млн рублей. Первоначальные инвестиции в домашнюю мастерскую ювелира — около 30 тысяч рублей. О домашней мастерской ювелира читайте материал.
Шедевры, созданные русскими мастерами в прошлом и в настоящем
Большая колыванская Царица-ваза из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонируется в ФГБУК Государственный Эрмитаж. Царица ваз весом 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2570 мм, большой диаметр составляет 5000 мм, а малый — 3200 мм. Это самая большая ваза в мире. Чтобы ее создать, алтайские камнетесы 15 лет обрабатывали глыбу волнистой яшмы. А Поезд запряженный 180 лошадьми вез её из Колывани в Барнаул, а затем в Санкт-Петербург, и перевозка затянулась на полгода.
Ваза Колыванского завода
Уральские мастера создали единственную в своем роде полутораметровую скульптуру тореадора из драгоценных металлов, жемчужин и камней, некоторых из них в природе не осталось. Стоимость работы оценили в пять миллионов долларов (но продать ее могут за сумму в разы дороже). Выглядит тореадор, сурово замахивающийся клинком на быка, как настоящий. Скульптуру два года создавала команда из 20 мастеров Камнерезного дома Алексея Антонова в Екатеринбурге.
«…Самое сложное — решить, как создать работу в пять раз больше макета, которая не потеряет ни композицию, ни форму, ни объем. Этот вопрос мы решили засчет нашей уникальной технологии, которую я назвал «каркасной». То есть на каркас, «скелет», мы надевали сначала все камни, а потом уже всю ювелирку, — говорит Алексей Антонов… К примеру, ткань, которую держит тореадор, собрана из миллиона частей, но смотрится как одно целое. Работу создавали из долерита, кремния, кахолонга, соколиного глаза, родусита и других камней. На ней 40 000 жемчужин. А родусита, вообще уже нет в природе: его использовали в космической промышленности…»
Тореадор. Создавали скульптуру Алексей Антонов и 20 художников — камнерезчиков, ювелиров, шлифовщиков, полировщиков
Айдар Салахова, одна из талантливых скульпторов, которая, как и другие вольные художники живет на две страны, говорит:
«…Занятие скульптурой для меня — как наваждение. Это удовольствие, и я не могу от него отказаться.Я сейчас делаю «Пьету», и конечно, нахожусь в диалоге с Микеланджело. В процессе общения с вечным мне абсолютно все равно становится, что происходит вокруг — суета с выставками, продажами, рекламой. Мой сын мне все время говорит, что я должна что-то сделать “в тренде”. Ну можно какие-то видео в тикток попробовать, конечно. Но я все время думаю: “Вот через сто лет, что останется от меня? Что откопают?” Скульптуры — это мои смс-ки, месседжи будущему поколению. Вы все время должны думать, как это будет воспринято через десять лет, через сто лет. Это не сиюсекундный месседж — показать на выставке…»
Айдар Салахова и ее скульптуры
Инструмент камнеобработчика, скульптора, ювелира
Инструменты каменотеса, камнерезчика, ювелира каждый год совершенствуются, модернизируются. Ручной труд автоматизируется и механизируется. Но твердая рука и зоркий глаз — это по-прежнему основные «инструменты» камнерезчика. Известны случаи, когда минимальный набор инструментов позволял создавать шедевры на века и тысячелетия. Также известны случаи, когда дорогостоящее оборудование камнерезчика ломалось в руках неопытного и нерадивого скульптора, ювелира. Начинающему ваятелю-ювелиру нет смысла покупать дорогой инструмент. Лучше «поломать копья» на начальном этапе овладения профессией под руководством опытного мастера.
.
Николай Караченцев, коммерческий директор компании «Алмир», говорит:
«…У нас есть вся линейка инструментов по камнеобработке. Конечно, огранкой алмазов мы не занимаемся. У нас нет такого оборудования. Это, скорее, надо обращаться в «Сапфир». Но для мелкой каменной резьбы на самоцветах и на малой скульптуре у нас есть ручной инструмент разной твердости. Не рекомендую начинающим, любителям покупать дорогой инструмент. А профессиональные камнерезчики нас знают давно и они приходят целенаправленно за конкретным буром, шлифмашиной, фрезой. Есть охотники за «везением» на Али, Ебей и в других интернет-магазинах. Но там — лотерея на везение. Либо повезет в одном случае из десяти, либо не повезет. И после таких магазинов покупатели идут к нам. Мы даем полную консультацию по твердости, долговечности, характеристикам инструмента. Популярностью пользуются облегченные варианты буров и шлифмашин на гибком приводе с регулировкой скорости. Рука мастера меньше устает при работе. А что главное для камнерезчика? Крепкая рука и соколиный глаз…»
Набор съёмных инструментов для бор машины:
- Гравер;
- Бур;
- Шарошка;
- Фреза;
- Сверло;
- Диск;
- Хвостовик.
Некоторые технологические операции резчика по камню:
- Выравнивание геометрической плоскости;
- Фасовка камня по цвету и рисунку;
- Раскалывание, колка;
- Сверление;
- Оспицовка каменных блоков;
- Наладка камнерезного оборудования;
- Шлифовка и полировка;
- Пускомонтажные работы готовых изделий (бюст, ваза, капитель, барельеф).
Краткая инструкция для работы с камнем
Этапы резьбы — эскиз, рисунок.
Далее определяются направление слоя камня и изгиб.
Резец и троянку необходимо направлять вдоль этих линий, чтобы заготовка не раскололась.
Не отсекать камень поперёк слоя.
Инструмент нужно вести от края к центру и под углом менее сорока пяти градусов.
Откалывать от изделия небольшие осколки. Камнерезный инструмент должен быть острым и прочным.
Обязательно иметь 2—3 респиратора и защитные очки в запас.
Необходима защита рук перчатками.
Во время ручной резки по камню требуется соблюдение технологии:
- Определение направление волокна, по которому будет делаться высекание;
- Предварительная лепка из пластилина чтобы лучше представить объем.
Из открытых источников
Словарь
Бормашина — профессиональный механизм для обработки камня: резки, сверления, шлифовки, полировки, резьбы.
Глиптика — искусство резьбы на поделочных и драгоценных камнях, считается одним из наиболее древних искусств.
Гемма — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями.
Инталия — резной камень (гемма) с углубленным изображением: печатки, перстни.
Косматеско — использование штучной мозаики из камня для объектов культовых интерьеров: полы, колонны, надгробия, порталы, скульптуры.
Мозаика — разновидность инкрустации. Разноцветные мерные камни собранные и приклеенные в картину, создающие картину, сюжет, геометрический узор.
Оспицовка — операция выравнивания поверхности камня при помощи бучард.
Тела вращения — по сути продукция токарного станка. Объёмные тела, возникающие при вращении плоской геометрической фигуры, ограниченной кривой, вокруг оси, лежащей в той же плоскости. Вазы, балясины, колонны.
Троянка — острый инструмент из металла с зубцами.
Персоналии, авторы, художники, камнерезы чьи работы использованы в материале статьи: Ильгиз Фазулзянов, Леонид Агафонов, Эдуард Никитин, Захар Борисенко, Ярослав Аргентов, Игорь Учеватов, Сергей Изместьев, Валентин Скурлов.
Автор Ярослав Аргентов
Ссылки на ресурсы, из которых можно узнать информацию о камнерезном искусстве
Архив Валентина Скурлова
История и традиции в камнерезном искусств
Словарь камнерезов и деятелей камнерезного искусства
Основные центры камнерезного искусства в мире
Форум-блог об облицовочном камне
Минералогический форум
Терминология на каменном рынке
Камни и минералы по алфавиту
Форум Гравировка по камню
Кольцо с инталией «КЕНТУРИОН».
Инталия на аметисте (Санкт-Петербург) из золота 750°. Бриллианты
Фото Сергей Прянечников
Продолжение по реставрации камня Глава 2, Часть 4.
Николай Матвиенко. 28 февраля 2022 г.