Афина Паллада — богиня справедливой войны
Продолжение публикации. Начало смотри в 1-й и 2-й главе. Части 1-3.
Actual Skills Academy
Обновление, созидание и реставрация России
Большая чистка и реставрация всегда происходили и будут происходить, так же, как и перманентный процесс реставрации каменных идолов, сомнительных символов, временных памятников. Если надуманные устои, лживые девизы, ложные ориентиры не поддаются мягкому инструменту влияния, то используется каленый инструмент, меняющий структуру политического ландшафта мира. Для камня как твердого минерала нужны особые высокопрочные инструменты. Символизм обработки каменной глыбы в применении к ситуации изменения структуры окаменелой заскорузлой картины 2022 года приобретает особое содержание.
Actual Skills Academy
В связи с известными событиями планетарного масштаба переустройства мира автор публикует материал о реставрации каменного декора, каменных скульптур, каменного зодчества и каменной облицовки камина. Антропогенное активное разрушение материальной культуры человечества всегда было, есть и будет. Время разрушать и время реставрировать, время собирать камни и время разбрасывать камни. Начало весны 2022 года войдет в учебники истории как период реставрации России и устройства нового миропорядка.
На фото: Афина Паллада. Скульптор Ф. Франки, Каррара, Италия, 1846 г. Копия античного оригинала V в. до н. э. круга Фидия. Скульптура после реставрации. ГМЗ Петергоф. 2017 г. Высота 1870 мм, ширина 760 мм, глубина 530 мм. Источники. Люлина Р. Д., Раскин А. Г., Тубли М. П. Декоративная скульптура парков Ленинграда. 1981 г., 1991 г., 2014 г., 2020 г.
Елена Яковлевна Кальницкая, генеральный директор ГМЗ Петергоф, говорит:
«…1 июля мы отмечаем День реставратора. Хочется отметить русских и итальянских скульпторов середины XIX века и современных реставраторов камня в ГМЗ Петергоф… Для обработки камня при русском императоре Николае I привлекались иностранные мастера, в основном выходцы из Италии, где существовали давние традиции работы с мрамором… Статуя Афина Паллада в Петергофе установлена во фруктовом саду, в саду Венеры, между прудом и земляным валом. Афина одета в тогу, с военным головным защитным коринфским шлемом и символом Сфинкса и с высоким гребнем. В правой руке держит длинное копье. Она справедливая и грациозная воительница, при этом мужественная, олицетворяющая мудрость. Афина продумывала стратегии войны до мелочей, поэтому она в мужских доспехах и у нее решительный и пристальный взгляд, будто живой взор, смотрящий в душу каждого, кто приблизится к войне. Афина покровительствует ремеслам, науке, защищает порядок и справедливость. Афина дает помощь только справедливым войнам за правду и честность...».
Структура материала о реставрации камня
- Ювелирные камни;
- Резной декоративный камень в интерьере;
- Каменная скульптура в помещении;
- Столешницы и раковины из камня;
- Камины. Белокаменные и мраморные порталы камина.
Шедевры мраморной вуали
Ничто не вечно под луной, писал Шекспир. Камень тоже не вечен. Он имеет свои жизненные циклы, как и любой другой материал. Он юн, молод, полон красоты и великолепия, дарит всем положительные эмоции, потом наступают зрелые годы, камень стареет, начинает болеть. И его надо «лечить», реставрировать. Как сейчас надо «лечить лживый либеральный толерантный миропорядок». При этом очень важно знать, находилась ли ваша каменная статуэтка в теплом доме или на улице, под палящим солнцем, под воздействием мороза и дождя. Естественная патина времени и шарм старины придают вашей каменной столешнице дополнительные бонусы обладания бесценным сокровищем. Но пора подумать и о здоровье каменного шедевра.
Макет реконструкции Храма Христа Спасителя. 1999 год. Гильдия Реставраторов Московской Палаты Ремесел
Существует расхожий миф о реставрации каменных изделий. И этот миф не отличается от множества мифов в других сферах жизни. Это «волшебная таблетка», «идеальная паста и удивительный клей, незаменимый препарат». Бизнес-сообщество и маркетологи весьма успешно используют эту всенародную тягу к волшебству и к халяве. Сериал «Реставратор», вышедший на экраны в 2018 году, придал профессии еще больший ореол таинственности и принадлежности к особому клану «Гуюнь в каменном лесу» из известной компьютерной игры. Маркетологи предлагают доверчивым покупателям этот «идеальный клей», который склеит любимую каменную шкатулку, каменную статуэтку или столешницу. Конечно, любительство и профанация реставрации камня всегда были, есть и будут, пока существует спрос на быстрый и дешевый результат. «Подумаешь, велика хитрость. Намазал клеем, прижал. Вот и вся реставрация».
Но увы, не все так просто. Иначе не было бы профессии реставратора произведений каменного зодчества, реставратора ювелирного камня, полировщика мрамора и других профессий: лаборант пробирного анализа, испытатель прочности материала (камня), камнерезчик и т.д.
Материал, представленный читателю, посвящен в большей степени коммерческой реставрации каменных изделий.
Таблица характеристик воздействия агрессивной среды на изделия из камня
Реставрация и восстановление блеска камня классифицируется по формату и группам эксплуатации:
- ювелирный драгоценный камень
- камни поделочные самоцветные ювелирные
- каменные статуэтки, шкатулки из мягких камней
- каменные изваяния, скульптуры из твердых камней
- мягкий белый архитектурный камень
- каменное мощение и полы: гранит, доломит, песчаник
- каменные порталы в каминах и агрессивной тепловой и химической среде
- камень в агрессивной водной среде
- камень в культовых и общественных зданиях.
Конечно, эта классификация неполная, так как существуют области применения камня не только в декоративных, но и в прикладных, технических сферах. Это поверочный камень в станкостроении, кварц в приборостроении и в медицине. И другие сферы.
Занятие по реставрации каменного декора в Русской Академии Ремесел. 2009 год. Ведущие семинара Данилин Александр и Князева Елена
Ювелирные камни
Крем для рук и для лица, косметика, УФ-лучи солярия являются причиной потери блеска камней. Прямые и отраженные солнечные лучи вредны для любых ювелирных камней. Желтый топаз, опалы, жемчуг, аметисты, дымчатый кварц тускнеют на солнце, поэтому их хранят в темном месте. Обычная водопроводная вода, содержащая железо и хлор, может оказаться причиной потери блеска ваших камней. Неправильный уход и неправильное хранение — основная причина изменения блеска, окраски и цвета большинства минералов в ювелирных украшениях. Если посмотреть таблицу, можно увидеть, что на все камни одинаково плохо влияют и мороз, и солнце. Не зря ювелирные дома и авторы-художники всегда делали дубликаты, чтобы предохранить шедевр ювелирного искусства от старения, усталости, блеклости, выцветания в жару и мороз. На страницах популярных журналов — J.Gemmology, G&G, Australian Gemmologist, Gemmologie — можно прочитать о способах хранения драгоценностей.
Правильные методы восстановления блеска минералов:
- облучение;
- отжиг и нагрев;
- отмывка;
- очистка;
- полировка.
Предпродажные, коммерческие методы облагораживания и возвращения блеска камней:
- подложка из фольги;
- тонирование;
- отбеливание;
- окрашивание;
- чернение;
- стабилизация (восковка).
Рецепты для восстановления естественного блеска камней:
-
Обработать камень зубной пастой без абразивных частиц.
-
Для самоцветов: опустить камень в мыльный раствор на 10—15 минут. Насухо протереть фланелью.
-
Приготовить раствор: 1 чайную ложку нашатыря размешать в 1/3 стакана теплой воды. Поместить камень на 15 минут, вытереть насухо.
-
Протереть камень слабым раствором медицинского спирта.
-
Растворить 1/10 часть лимонной кислоты в теплой воде. Опустить камень не более чем на 5 минут, прополоскать и вытирать.
Если вы покупаете камни, внимательно изучите через лупу, не является ли их яркость и блеск искусственно завышенной. Также если вы хотите продать лежалые камни, потерявшие свой блеск, не забудьте искусственно поднять их блеск и яркость. Это ювелирный бизнес. На этом держится значительная доля всех ювелирных сделок, скупок, продаж на стихийных развалах и рынках.
Более полную информацию и обучение в этой сфере можно получить на Курсах оценки ювелирных изделий в Русской Академии Ремесел.
Курсы оценщик ювелирных изделий в Академии Ремесел.
Резной декоративный камень в интерьере
Каменные шкатулки, сувениры, кабинетные часы, папье-маше, письменные приборы из камня, картины из самоцветов, настольные статуэтки, горки и каменные ларцы требуют правильного ухода и бережности при эксплуатации, так как камень выцветает при нахождении в прямых солнечных лучах.
Самый простой способ — очистка от бытовой пыли перьевыми мохнатыми щетками и пылесметками PP Duster. Если очищать поверхность фланелевой салфеткой, то обязательно с чистящим и полирольным средством.
Реставрация и восстановление камня даже в домашних условиях обязательно начинается с диагностики, но часто уже в ходе осмотра повреждений в камне обнаруживаются серьезные разрушения. В склеенных торцах и ребрах каменных композиций могут появиться микротрещины. На соединениях с литыми металлическими деталями под лупой можно увидеть едва заметный налет и «цвета побежалости». Это свидетельство того, что камень и металл вступили в реакцию. Нужны профилактические меры консервации, чтобы остановить эти нежелательные процессы.
Восстановление сувениров из оникса
Оникс считается элитным материалом. Дефекты у него такие же, как и у гранита с мрамором: трещины, сколы, царапины, пятна.
Простые способы ухода за мелкой каменной пластикой:
- мягким жидким чистящим средством с отбеливателем;
- аммиаком;
- минеральным спиртом;
- ацетоном;
- пропитки с проявлением цвета.
Более сложная реставрация треснувших и разбитых каменных статуэток требует вмешательства специалиста — реставратора по камню. Не пытайтесь склеить эпоксидной смолой или подручными средствами любимую статуэтку. Это может причинить ей непоправимый вред. Клеить можно только обратимым клеем, который при нагреве до 130 градусов теряет свои свойства фиксации и детали можно опять склеить, но правильным обратимым клеем.
Каменная скульптура в помещении
Во многих загородных домах, ресторанах, закрытых московских клубах, резиденциях и в квартирах премиум-класса скульптура из камня не редкость. Выцветание и помутнение интерьерных скульптур весьма длительный процесс, так как должны сложиться обстоятельства, при которых это происходит.
Для начала надо поставить диагноз:
- естественные и солнечные дефекты (ожоги) камня;
- приобретенные механические повреждения;
- усталость и старение камня;
- неквалифицированный (антропогенный) уход;
- режим температуры и влажности.
В процессе удаления стойких загрязнений на статуе Церера. Ведущий художник-реставратор Анна Казанова. 2005 г.
После диагноза нужно ликвидировать причины: перенести скульптуру в проветриваемое место, оградить от прямых солнечных лучей, устраненить агрессивные воздействия. Существуют простые способы ухода за интерьерной скульптурой — очистка от пыли, очистка от пятен, восковка, нанесение лака. Очистку хрупких поверхностей скульптур из самоцветов и оникса производят яичной или ореховой скорлупой, либо тальком. Очистку можно вести щадящими ферментами, аминокислотами, лимонной, молочной, щавелевой кислотой. Самая простая — это водная очистка. Смывку производят отфильтрованной или кипяченой, или дистиллированной водой. Можно использовать поверхностно активные вещества (ПАВ).
Инструменты очистки:
- щетинные и мягкие кисти;
- губка;
- деревянная лучинка;
- латунная пластинка или латунный шпатель;
- фланель или вафельное полотенце;
- фен.
Щадящая очистка производится с помощью резиновых ластиков с наполнителем из тонко измельченного мрамора и пемзы. Также используются ацетон, этиловый спирт, эфир, эмульсии и пасты для камня. Катамины химически нейтральны к камню, бесцветны и легко растворимы в воде и этиловом спирте.
Начальник мастерской реставрации каменной скульптуры
Реставрационного центра имени Грабаря художник-реставратор Дмитрий Котов. 2021 г.
Можно самому приготовить раствор для смывки пятен на камне. Процентное соотношение частей и долей веществ в каждом случае будет разное, в зависимости от степени и характера пятен: масло, краска, лишайник, высол, следы ржавчины и т.д.
- Бензин
- Олеиновая кислота
- Кремнийорганическая жидкость
- Поверхностно активное вещество
- Вода дистиллированная
- Формалин
Удаление пятен от жира и смолы
Существует большой выбор органических растворителей: толуол, бензин, уайт-спирит, ацетон, четыреххлористый углерод, спирты и т. д. Хорошим растворителем жиров, смол, шеллака, канифоли, олифы, краски, чернил также является циклогексанол. Кристаллизатор для каменной скульптуры (опасно). Полироли (опасно). Слово опасно не случайно стоит в скобках. Это означает, что неумелое обращение с реактивами приведет к порче вашей каменной скульптуры.
После промывки и высыхания камня на скульптуре можно закрепить поверхность лаком. Подойдет быстросохнущий лак для камня, каменный лак. Надо понимать, что не все скульптуры блестят и не все они отполированные. Основная масса скульптур — это матовая или полуглянцевая-полуматовая поверхность. Если нанести 2—3 слоя лака, скульптура начнет блестеть, что является моветоном для скульптуры.
Светопроницаемость и оптическая однородность структуры зерна камня — это его достоинства. Мы как бы видим камень в глубину. Когда скульптура тускнеет и не видно глубины структуры камня, надо использовать компрессы с подогревом феном. Подробнее об этом ниже.
Использование мраморной крошки с полиэфирной смолой при восполнении утрат скульптуры — простой способ реставрации в домашних условиях. Лучше использовать белую мраморную крошку и добавлять краситель по цвету: розовый, бордо, желтый, голубой. Красители использовать на водной или спиртовой основе со слабой окраской, чтобы тон был светлее самого цвета каменной скульптуры. Подвести цветовой тон до окончательного цвета скульптуры нужно пробниками на таком же камне. Образцы камня для экспериментов с реставрацией и красителями можно бесплатно набрать в отвалах камнеобрабатывающих предприятиях вашего региона. Если сомневаетесь в своих возможностях, обратитесь к специалистам реставраторам камня Русской Академии Ремесел.
Реставрация столешницы и раковины из камня
Столешницы бывают с твердым зерном структуры поверхности — кварц и гранит, а также с мягким зерном структуры поверхности — мрамор и стол-река из эпоксидной смолы. Реставрация твердой столешницы немного отличается от реставрации мягкой столешницы. К примеру, переполировку гранитной столешницы нужно делать один раз за 10 лет, а переполировку столешницы из мрамора или эпоксидной смолы — ежегодно.
Бытовая химия, химические вещества сильно вредят красоте камня. От жира, красного вина, косметики, крови остаются следы на мраморных столешницах. От кетчупа, пищевых красителей, напитков, табака, зелени, лекарственных препаратов остаются пятна, которые меняют рисунок прожилок камня. От кованого железа, грязной воды, прямого попадания солнца камень меняет свой цвет и блеск. Если предмет годами и десятилетиями стоит в одной месте на каменной столешнице, то в силу естественных причин под этим предметом камень будет более темным, чем вся другая поверхность.
Простое нейтральное мыло, один из способов очистки вашей столешницы. Тампоном из ваты, смоченным в перекиси водорода можно очистить несильные загрязнения мраморной и гранитной столешницы.
Удалять поверхностные маслянистые пятна можно при помощи самостоятельно приготовленной смеси: паста известковая, мел, мраморная мука на чистом бензине. Понадобится еще мочалка и ветошь. Щавелевая кислота для камня безвредна, и ее можно применить для выведения пятен ржавчины и некоторых видов окислов (разводов) на камне. Пищевая сода как щелочь — это поверхностно активное вещество и безвредно для камня.
Если жировое пятно проникло в структуру камня, асбокартон или асботкань толщиной 6 мм насыщают амилацетатом и накладывают на пятно с таким расчетом, чтоб захватить и чистые поверхности до 60 мм с каждой стороны. Сверху на асботкань или асбокартон накладывают подогретый стальной лист толщиной 3—4 мм. Лист греют паяльной лампой или газовой горелкой до 200 градусов. Операцию повторяют несколько раз. Операция опасна, поэтому надо проводить ее со всеми мерами предосторожности: использовать средства индивидуальной защиты и иметь наготове средства пожаротушения. Но эффект этой процедуры высокий: удаляются жировые пятна до 1—1,5 мм в глубину камня.
Еще один способ удаления масла и жира: паста из жженой магнезии и бензол. Некоторые реставраторы камня накладывают пасту из 2 частей соды, 1 части известковой пушонки, 1 части пемзы. Следы ржавчины удаляют пастой: 1 часть лимонного кислого натрия, 6 частей дистиллированной воды, 3 части глицерина, 2 части мела. Накладывают и растирают несколько раз до удаления пятен..
Закрепление поверхности столешницы. Нужно составить пасту: мраморит, жженая магнезия, мраморная пыль, хлористый магний, парафин, желатин, формалин, цинковые белила. Рецепты пропорций зависят от породы столешницы — мягкий или твердый камень. Каждый из этих ингредиентов выполняет свою роль взаимодействия и реакции со структурой поверхности камня: адсорбция, адгезия, экстракция, сопротивление, защита, закрепление, кристаллизация. Зеркальный блеск белых мраморов можно восстановить с помощью оловянного порошка. Для полирования камня различных цветов используют окиси хрома и алюминия с добавлением красителей по цвету камня.
Каменная столешница и каменная раковина. Источник — https://dizainkamnya.com/
Выцветание, потускнение и помутнение поверхности мрамора удаляются обыкновенной полировкой. Реставрация подразумевает, что камень серьезно изменил свой цвет и рисунок в результате химического или температурного воздействия. По мнению специалистов — технологов по реставрации камня из Яркамень, ALMIR, Sardys и Триада Холдинг, у каменных изделий есть все шансы оставаться красивым, привлекательным, блестящим при правильном уходе и щадящей эксплуатации.
Во многих каменных столешницах присутствует железистое вещество, и под воздействием влаги зерно камня меняет химический состав, отчего тональность и цвет поверхности приобретает желтоватые или розоватые ореолы и разводы. Иногда это воспринимается как естественная патина времени и естественная антикварная старость камня.
Таблица (от простого к сложному): очистка, шлифовка, полировка, ремонт, реставрация каменной столешницы и раковины из камня
Клей для камня лучше подбирать бесцветный и быстросхватывающийся двухкомпонентный. Яркамень, ALMIR, Sardys и Триада Холдинг предлагают большой выбор каменного клея и средства по уходу за камнем. Здесь все зависит от бюджета реставрации каменной столешницы. Можно применять каменный клей: полиэстерный, эпоксидный, полиэфирный, импергнантный. Следует наводить минимальное количество клея, так как он быстро твердеет. Лучше второй раз навести клей, если первой порции не хватило. Наводить надо на маленьком одноразовом куске картона, который каждый раз выбрасывается. Понадобится лезвие от ножа по гипсокартону, лезвием зачерпнуть 0,2 грамма наполнителя и каплю отвердителя. Тщательно размешать и нанести лезвием тонкий слой клея на склеиваемую поверхность камня. Излишки клея удаляются лезвием. Чтобы склеиваемая деталь была в одной плоскости (горизонталь, вертикаль), нужна ровная поверхность, либо линейка правило, чтобы нивелировать в одной плоскости деталь.
Вариант обработки торца лобика столешницы
Бывает так, что склеиваемая деталь столешницы имеет каверзны, пустоты и осыпания в местах склейки. Заделывать эти пустоты глубиной до 2 мм можно тем же бесцветным каменным клеем, но добавлять краситель по цвету камня. Краситель должен быть светлее цвета камня. Иногда применяют цветные восковые карандаши для устранения следов склейки.
После полной кристаллизации и затвердения клея необходимо заполировать место склейки. В зависимости от размера склейки ее можно полировать ручными принадлежностями либо электромеханическими насадками с полировальной пастой и полировальными порошками.
Коммерческая реставрация камня — это творческий тандем «заказчик-реставратор».
Реставратор камня всегда прислушивается к словам заказчика и предлагает начать с самого простого, и дальше по возрастающей использовать самые сложные и дорогие технологии и препараты реставрации камня. Заказчик выбирает какую ценовую категорию из прейскуранта реставрации выбрать. Но любой мастеровой может сам отреставрировать и склеить столешницу, не прибегая к услугам профессионального сообщества Actual Skills Academy.
Набор для ремонта камня Akelux BASIC KIT — AKELUX Stone Repair System BASIC
Реставрация каминных порталов и облицовки камина
Каминные порталы, новые и антикварные, разборные (трансформеры) и капитальные неразъёмные подвержены термодинамическим нагрузкам от огня. Чаще всего каминные порталы монтируют специалисты, которые учитывают линейное расширение камня и устанавливают термошов между камнем и горячим металлом. Но встречаются дорогие облицовки из мрамора, которые не имеют этой термозащиты от огня, вследствие чего они трескаются и наступает необходимость их реставрации.
Камин в ресторане Ле Дюк на улице 1905 года. После реставрации 1999 год
С конца лихих девяностых годов и до 2015 года в Москве появился успешный коммерческий тренд — это старые блочные каминные облицовки из европейских замков. Это облицовки из разного камня: песчаник, доломит, туф, мрамор. Они представляют собой толстые самонесущие блоки толщиной от 200 до 400 мм, которые были пронумерованы и собирались в единую конструкцию камина за считанные дни. Но были особенные каминные облицовки премиум-класса со своей атрибуцией и историей, которой дорожили новые владельцы. Это повышало статус заведения и хозяина обладателя антикварного камина.
Ресторан Шато на улице 1905 года. Реставрация облицовки камина. 2006 г. Конструктор и технолог Николай Матвиенко
Ресторан «Шато» на улице 1905 года. Бывшая Трехгорная мануфактура. Вся улица напротив Центра международной торговли на Красной Пресне была отдана под рестораны. Начиная с 1998 года там ежедневно в три смены трудились строители, облицовщики, реставраторы. Автор этих строк там трудился с 2003 по 2006 годы в качестве конструктора, проектировщика, реставратора, печника. Участвовал на разных этапах в строительстве ресторанов: «Обломов», «Шато», «Ле Дюк», «Шинок», «Бочка». В то время только вдоль одной кирпичной стены Трехгорки работали 8 ресторанов. Позже здесь еще появились клубные рестораны сегмента премиум.
В ресторан Шато хозяин завез антикварный облицовочный каминный комплект из Франции. Это был непронумерованный набор каменных модулей без схемы сборки, но имелись цветные фотографии. Нужно было восстановить каминный портал по фотографиям. Все блоки насухо разложили по контуру линий. Обнаружились серьезные повреждения некоторых блоков, которые требовали реставрации. Разработали Технологическую карту реставрации. Нужно было сделать подбор твердого доломита по цвету оригинала. Наиболее подходящий по цвету и структуре — виневский доломит. Несколько отбитых и недостающих мелких частей восстановили посредством изготовления и вставки нового доломита, идентичного по цвету и прочности. Блоки облицовки собирались на смесь: известковое тесто, цемент, мел, клей ПВА, песок карьерный мелкосеяный.
Реставрация мраморного портала в зале приемов Управления угольной промышленности. 2009 год.
Реставратор камня Николай Матвиенко
Мраморный портал в Управлении угольной промышленности на улице Щепкина, Москва. Состояние. На стыках между зеленым мрамором и чугунной вставкой были сколы. Нижняя часть подиума из зеленого мрамора имела следы механических повреждений: сколы, трещины, царапины. Крышка портала из красного мрамора имела царапины и потеряла блеск. Техническое задание на коммерческую реставрацию: придать камину парадный вид, восстановить блеск и чистые цвета красного и зеленого мрамора. Бюджет реставрации ограниченный.
Технология реставрации. Были подобраны смолы с красителями, которые с подогревом втирались в сколы и трещины, затем поверхность програживалась утюгом. Цветными восковыми карандашами и канифолью заполнялись царапины и микротрещины. Окончательная полировка производилась электроинструментами сухим способом с пастами и полиролями. Вся реставрация заняла один рабочий день.
Ресторан Фантомас. Реставрация облицовки камина. 2011 год
Архитектор реставрации Евгения Просвирина. Конструктор Николай Матвиенко
Хозяин ночного клуба «Фантомас» лично ездил во Францию и выбирал облицовку камина времени царствования Людовика XVI для своего ночного клуба. Ему нужен был высокий портал камина, чтобы ночная танцовщица выступала на фоне языков пламени камина. Доломит с желтым оттенком легко было найти и в Подмосковье, например, в Домодедовском карьере, но хозяину ночного клуба нужна была история камина, легенда камина с атрибуциями времени XVIII века, о которой он бы рассказывал своим VIP- персонам по большому секрету, и от этого монетизация его бизнеса стремительно росла. По какой-то неведомой причине при сухой верстке модулей и деталей облицовки не досчитались двух частей в нижнем подиуме камина, и в верхнем навершии двух деталей. Пока заказывали в России изготовление недостающих деталей, из Франции сообщили, что в одном из чужих комплектов обнаружили лишние детали. Таким образом нашлись старые детали облицовки, но и новые детали были готовы. Решили ставить старые модульные блоки облицовки.
Была составлена технологическая карта реставрации камня:
- Покрытие реставрируемых камней влажной ветошью на 4 дня для размягчения неустойчивых зерен камня;
- Приготовление мастики из муки того же камня с добавлением пигмента, канифоли и ПВА;
- Заделка холодным способом трещин с помощью латунного шпателя;
- Затвердение и кристаллизация мастики;
- Обработка модулей каминной облицовки ручным инструментом для придания облицовке фактуры, идентичной начальной;
- Подгонка посадочного места на стыке деталей;
- Выравнивание линии контура облицовки камина по фото;
-
Облицовка внутреннего пространства топливника камина керамическим кирпичом (диагональной кладкой);
-
Фиксация поверхностьи облицовки одним слоем прозрачного кремнийорганического каменного лака.
Также были проведены работы по возведению дымоходной сэндвич-трубы. На крыше здания присутствовали воздушные фильтры приточно-вытяжной вентиляции соседних помещений. Это усложняло работу с дымоходом, так как дым по нормам и правилам должен находиться на расстоянии 12 метров от приточки. Работы с устройством дымохода были завершены одновременно с реставрацией каминной облицовки, и камин был сдан в эксплуатацию по актам, подписанным эксплуатирующей организацией, районным отделом МЧС и заказчиком в 2009 году. Вы можете и сейчас полюбоваться на этот камин, если придете в ресторан «Фантомас» в комплексе «Красный Октябрь», что на Болотной.
Были и другие обьекты реставрации. Но либо не осталось фотографий, либо владельцы запретили публиковать снимки этих каминов.
Конец второй главы электронной версии книги «Новый стиль». Читайте Начало книги здесь.
08 марта 2022 года.