Персоналии глиптики, скульптуры и камнерезного искусства

Академия актуальных навыков

Ручная обработка камня: скульптура, глиптика, каменная пластика


Actual Skills Academy

Фото на заставке — ИП Кувалдина Н.А. Магазин Аметист. Фрукты в вазе. 2021 г.

Глава 2, Часть 3 Продолжение публикации

Начало смотри: Глава 2, часть 2.

У России есть свои традиции, стиль, вкус и «манер». Русские мастера на международных выставках восхищают посетителей русским стилем формы и содержания каменных изваяний, замысловатой резьбой и тонкой каллиграфической вязью. Несомненно, все новое, что появляется в мире обработки камня и в искусстве декора, перенимают русские мастера. Резец камнереза позволяет камню говорить, жить и дышать. Через творчество в каменной пластике высвобождается творческая сила русских народностей и этноса, тем самым создавая связь между поколениями и временем. Освобожденная энергия, запечатленная в камне — это лицо страны и эпохи.

Русские камнерезы, не конкурируют между собой, и это тоже отличительная особенность русских художников. Они просто выбирают какой-либо стиль и находят свою нишу на рынке сбыта и в истории декоративного искусства. Кто-то специализируется на языческой и зодиакальной мелкой пластике, кто-то на жанровых сценках, другие на классических амфорах и сосудах (телах вращения). Каждая из школ камнерезного искусства в федеральных округах РФ находится под влиянием местных исторических традиций. Потенциал минерала и камня дает региональным художникам по камню явное преимущество перед живописцами, позволяя им добиваться объемных эффектов за счет естественной текстуры камня.

Actual Skills Academy

Музей Мир Камня, Барнаул


Салават Щербаков, скульптор, говорит:


 «…У меня как скульптора большой спектр творческих поисков — от классических до очень вольных вещей. От Фидия и Родена до Генри Мура и Бранкузи. Я выбрал то, что мне казалось более близким и харизматичным — это Микеланджело, Фидий, Роден, Опекушин, Мухина. Меня это волнует, хотя я ничего не имею против других направлений, тоже изучаю и вникаю... В Германии, в Баден-Бадене, мы сделали маленький памятник супруге Александра I — принцессе Баденской Луизе. Скажем, в Вязьме сделали памятник расстрелянным немцам, десяткам тысяч военнопленных — родственники ходят туда со слезами. Причем тут мода? Тут не мода. Кстати, смотря в каких кругах мода. Наоборот, в интернете встречаются такие люди, может, их не так много, но у них другие интересы, принципы, они по-другому видят развитие страны, мира. Я у них не в моде. И это нормально…»


Не существует моды на камень. Есть мода на товары массового спроса: шторы, обои, мебель, гаджеты. Но каменные изделия всегда были востребованы в определенных кругах, среди потребителей товаров лакшери и премиум-класса.

 

Таблица по школам камнерезного искусства и популярности жанров, техник, композиций в зависимости от географического места бытования камнерезного искусства и в зависимости от этно-культурных традиций региона.

Actual Skills Academy


В приведенной таблице упомянуты основные школы камнерезного искусства, которые формировались последние два столетия, вплоть до 2022 года. Надо заметить, что Центральный ФО и Москва в этом ряду занимают весьма условное место, так как на Русской равнине в ЦФО минералы и сырье — это Виневский и Михайловский известняк, Домодедовский доломит, и ювелирных поделочных самоцветов здесь не обнаружено. Все центры камнерезного искусства размещены в местах добычи этого минерала. Должны удачно сложится демографические, кадровые, инфраструктурные, креативные предпосылки, чтобы в Московском регионе сложились условия, при которых Московская новая школа камнерезного искусства стала таким же заметным явлением в истории искусств, как Питерская, Тувинская, Сибирская, Уральская, Алтайская школы, и на Кавказе. В Москве есть только отдельные личности, художники, лидеры по узким отраслям ювелирного и камнерезного искусства.

Actual Skills Academy

Источник. Фантазия в Камне  


Валентин Скурлов, искусствовед, отсылает нас в историю камнерезного искусства. По его статьям, книгам и диссертационной работе можно отправиться в увлекательное историческое путешествие художественной обработки камней, минералов, самоцветов.
Коротко об этом можно посмотреть в сюжете из Минералогического Музея имени А. Е. Ферсмана в Москве. Максим Арцинович и ювелирный дом MaximiliaN London, Maximilian Art Foundation являются попечителями Минералогического музея им. Ферсмана.

Надо отдать должное тому, что московские специалисты всегда разрабатывали новые технологии камнеобработки: ограночное, голтовочное, шлифовальное, камнерезное, диагностическое, реставрационное и другое оборудование и механизмы камнеобработки. Но говорить «Московской школе камнеобработки» с традициями, узнаваемым стилем, почерком «на столичный манер» можно только с большой натяжкой, в определенный исторический период, когда жили и ваяли великие резчики, скульпторы, огранщики камня.

Это сфера знаний историков обработки камня на «московский манер» и специалистов по стилям прикладного и декоративного искусства. Нас больше интересует изучаемый период с начала нулевых годов до настоящего времени. В предыдущей главе обозначены некоторые вехи крупной каменной пластики: архитектурный и облицовочный камень в экстерьере и интерьере. Но обработка и огранка ювелирного камня такая же специфическая отрасль минералогии и технологии, и они отличаются не только форматами, размерами, но и художественными приемами.
Несколько примеров высоких технологий огранки камней в столице. Виктор Тузлуков, неоднократный победитель и лауреат международных конкурсов огранщиков. Дмитрий Саморуков и Эдуард Ахметшин — преподаватели учебных заведений ювелирного искусства, при этом изобретатели, имеющие патенты в области камнеобработки и огранки. Ильгиз Фазулзянов – непревзойденный мастер с неиссякаемой творческой энергией, который каждый год создает шедевры в количестве от 200 до 600 штук и все в единичном экземпляре. Об этом великолепном мастере материал был ранее в Ассамблее.

Еще в Рождественском видео альбоме можно посмотреть материал о Дмирие Саморукове: Путь Спасителя. Рождество. Огранка. Дмитрий Саморуков.

 

Actual Skills Academy 

Дмитрий Саморуков. Разработка и техническое решение. Копир преформер


Стили и направления камнерезного искусства на портале Stone carvers

Каждый камнерезчик, огранщик, художник имеет свой стиль и почерк. Каждая творческая группа, артель, Союз, Ассоциация объединяются по одному или нескольким признакам.
Краткий федеральный и региональный перечень.

  1. Творческий союз камнерезов — профессиональный союз объединения «Мир Камня» и ведущих художников-камнерезов Петербурга.
  2. Петербургская камнерезная мастерская «Школа Камнерезного Искусства» «Ш.К.И».
  3. Союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона.
  4. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства.
  5. АНО Гильдия камнерезов.
  6. Гильдия камнерезного искусства ТСХДПИ (Тюльпакова Ольга).
  7. Мастерская ANNA NOVA.
  8. Академия ювелирного искусства Шароновых.
  9. Фонд семьи Шмотьевых.
  10. Курсы камнерезчиков в Русской Академии Ремесел.

 

Actual Skills Academy

  Цех камнерезов уральской школы Святогор


Следует отдать должное тому, что в последние годы возрос общественный интерес к искусству камнеобработки. Второй раз проводится конкурс Серебряный Бабр-202, который объединяет всех, кто интересуется темой камнерезного и ювелирного искусства — от профессионалов до ценителей данных видов искусств. Конкурс камнерезчиков Бабр-2022 предназначен в первую очередь для выявления талантливых мастеров, поддержки творческих инициатив и возможности дальнейшего развития мастеров камнерезного и ювелирного искусства. Проведение Конкурса способствует передаче традиций и знаний от Мэтров к молодым художникам. Особо сильно ощущается кадровый голод на предприятиях и мастерских по художественной обработке камня и ювелирных произведений.

Actual Skills Academy


Надо понимать, почему тела вращения у камнеобработчиков не столь популярны как ручная каменная резьба. Любой токарный станок имеет шестеренки, валы, зубья, в которые попадает абразивная каменная пыль после обработки камня. Естественно, такой токарный станок быстро ломается, и надо менять шестеренки. Плюс к этому большой расход воды в зону резца и обработки камня. Добавим сюда же чистку отстойников от шлама каменной пыли и получается экономически нецелесообразный бизнес по телам вращения.

Actual Skills Academy  Actual Skills Academy 

Источники: Атлант Гранит и Сардис  



В Московском регионе камнеобрабатывающие цеха закрыли участки по телам вращения и сосредоточились на ручной резьбе, резьбе на станках с ЧПУ и иных технологиях камнеобработки,экологичных, перспективных, экономически рентабельных. Если говорить о последнем показателе, то рентабельность камнеобрабатывающего цеха составляет приблизительно 100—120%, но при наличии первоначальных инвестиций не менее 10 млн рублей. Рентабельность мелкой ювелирной каменной глиптики значительно ниже — 30%. Это связано с тем, что для мелкой ювелирной каменной резьбы сначала нужно найти портфель заказов и рынок сбыта, а потом только налаживать технологическую цепочку: идея, концепция, мода, эскиз, сырье, инфраструктура, кадры, экология, технология, упаковка, доставка, реклама, сбыт. И не забывать про инвестиции в развитие. Первоначальные инвестиции в ювелирную каменную глиптику составляют от 2 до 4 млн рублей. Первоначальные инвестиции в домашнюю мастерскую ювелира — около 30 тысяч рублей. О домашней мастерской ювелира читайте материал.

 

Шедевры, созданные русскими мастерами в прошлом и в настоящем


Большая колыванская Царица-ваза из зелёно-волнистой яшмы — произведение камнерезного искусства, экспонируется в ФГБУК Государственный Эрмитаж. Царица ваз весом 19 тонн. Высота вазы с пьедесталом — 2570 мм, большой диаметр составляет 5000 мм, а малый — 3200 мм. Это самая большая ваза в мире. Чтобы ее создать, алтайские камнетесы 15 лет обрабатывали глыбу волнистой яшмы. А Поезд запряженный 180 лошадьми вез её из Колывани в Барнаул, а затем в Санкт-Петербург, и перевозка затянулась на полгода.

Actual Skills Academy

Ваза Колыванского завода



Уральские мастера создали единственную в своем роде полутораметровую скульптуру тореадора из драгоценных металлов, жемчужин и камней, некоторых из них в природе не осталось. Стоимость работы оценили в пять миллионов долларов (но продать ее могут за сумму в разы дороже). Выглядит тореадор, сурово замахивающийся клинком на быка, как настоящий. Скульптуру два года создавала команда из 20 мастеров Камнерезного дома Алексея Антонова в Екатеринбурге.


 «…Самое сложное — решить, как создать работу в пять раз больше макета, которая не потеряет ни композицию, ни форму, ни объем. Этот вопрос мы решили засчет нашей уникальной технологии, которую я назвал «каркасной». То есть на каркас, «скелет», мы надевали сначала все камни, а потом уже всю ювелирку, — говорит Алексей Антонов… К примеру, ткань, которую держит тореадор, собрана из миллиона частей, но смотрится как одно целое. Работу создавали из долерита, кремния, кахолонга, соколиного глаза, родусита и других камней. На ней 40 000 жемчужин. А родусита, вообще уже нет в природе: его использовали в космической промышленности…»

Actual Skills Academy

Тореадор. Создавали скульптуру  Алексей Антонов и 20 художников — камнерезчиков, ювелиров, шлифовщиков, полировщиков 

 

Айдар Салахова, одна из талантливых скульпторов, которая, как и другие вольные художники живет на две страны, говорит:


«…Занятие скульптурой для меня — как наваждение. Это удовольствие, и я не могу от него отказаться.Я сейчас делаю «Пьету», и конечно, нахожусь в диалоге с Микеланджело. В процессе общения с вечным мне абсолютно все равно становится, что происходит вокруг — суета с выставками, продажами, рекламой. Мой сын мне все время говорит, что я должна что-то сделать “в тренде”. Ну можно какие-то видео в тикток попробовать, конечно. Но я все время думаю: “Вот через сто лет, что останется от меня? Что откопают?” Скульптуры — это мои смс-ки, месседжи будущему поколению. Вы все время должны думать, как это будет воспринято через десять лет, через сто лет. Это не сиюсекундный месседж — показать на выставке…»

 

Actual Skills Academy  Actual Skills Academy

Айдар Салахова и ее скульптуры

Инструмент камнеобработчика, скульптора, ювелира

 

Инструменты каменотеса, камнерезчика, ювелира каждый год совершенствуются, модернизируются. Ручной труд автоматизируется и механизируется. Но твердая рука и зоркий глаз — это по-прежнему основные «инструменты» камнерезчика. Известны случаи, когда минимальный набор инструментов позволял создавать шедевры на века и тысячелетия. Также известны случаи, когда дорогостоящее оборудование камнерезчика ломалось в руках неопытного и нерадивого скульптора, ювелира. Начинающему ваятелю-ювелиру нет смысла покупать дорогой инструмент. Лучше «поломать копья» на начальном этапе овладения профессией под руководством опытного мастера.

.

Actual Skills Academy  Actual Skills Academy



Николай Караченцев, коммерческий директор компании «Алмир», говорит:


«…У нас есть вся линейка инструментов по камнеобработке. Конечно, огранкой алмазов мы не занимаемся. У нас нет такого оборудования. Это, скорее, надо обращаться в «Сапфир». Но для мелкой каменной резьбы на самоцветах и на малой скульптуре у нас есть ручной инструмент разной твердости. Не рекомендую начинающим, любителям покупать дорогой инструмент. А профессиональные камнерезчики нас знают давно и они приходят целенаправленно за конкретным буром, шлифмашиной, фрезой. Есть охотники за «везением» на Али, Ебей и в других интернет-магазинах. Но там — лотерея на везение. Либо повезет в одном случае из десяти, либо не повезет. И после таких магазинов покупатели идут к нам. Мы даем полную консультацию по твердости, долговечности, характеристикам инструмента. Популярностью пользуются облегченные варианты буров и шлифмашин на гибком приводе с регулировкой скорости. Рука мастера меньше устает при работе. А что главное для камнерезчика? Крепкая рука и соколиный глаз…»

Набор съёмных инструментов для бор машины:

  • Гравер;
  • Бур;
  • Шарошка;
  • Фреза;
  • Сверло;
  • Диск;
  • Хвостовик.

 

Некоторые технологические операции резчика по камню:

  1. Выравнивание геометрической плоскости;
  2. Фасовка камня по цвету и рисунку;
  3. Раскалывание, колка;
  4. Сверление;
  5. Оспицовка каменных блоков;
  6. Наладка камнерезного оборудования;
  7. Шлифовка и полировка;
  8. Пускомонтажные работы готовых изделий (бюст, ваза, капитель, барельеф).
 Краткая инструкция для работы с камнем

Этапы резьбы — эскиз, рисунок.

Далее определяются направление слоя камня и изгиб.

Резец и троянку необходимо направлять вдоль этих линий, чтобы заготовка не раскололась.

Не отсекать камень поперёк слоя.

Инструмент нужно вести от края к центру и под углом менее сорока пяти градусов.

Откалывать от изделия небольшие осколки. Камнерезный инструмент должен быть острым и прочным.

Обязательно иметь 2—3 респиратора и защитные очки в запас.

Необходима защита рук перчатками.

Во время ручной резки по камню требуется соблюдение технологии:

- Определение направление волокна, по которому будет делаться высекание;

- Предварительная лепка из пластилина чтобы лучше представить объем.

Actual Skills Academy

Из открытых источников

Словарь


Бормашина — профессиональный механизм для обработки камня: резки, сверления, шлифовки, полировки, резьбы.
Глиптика — искусство резьбы на поделочных и драгоценных камнях, считается одним из наиболее древних искусств.
Гемма — произведение глиптики, ювелирный камень, обычно округлой или овальной формы, с вырезанными изображениями.
Инталия — резной камень (гемма) с углубленным изображением: печатки, перстни.
Косматеско — использование штучной мозаики из камня для объектов культовых интерьеров: полы, колонны, надгробия, порталы, скульптуры.
Мозаика — разновидность инкрустации. Разноцветные мерные камни собранные и приклеенные в картину, создающие картину, сюжет, геометрический узор.
Оспицовка — операция выравнивания поверхности камня при помощи бучард.
Тела вращения — по сути продукция токарного станка. Объёмные тела, возникающие при вращении плоской геометрической фигуры, ограниченной кривой, вокруг оси, лежащей в той же плоскости. Вазы, балясины, колонны.
Троянка — острый инструмент из металла с зубцами.

Персоналии, авторы, художники, камнерезы чьи работы использованы в материале статьи: Ильгиз Фазулзянов, Леонид Агафонов, Эдуард Никитин, Захар Борисенко, Ярослав Аргентов, Игорь Учеватов, Сергей Изместьев, Валентин Скурлов.

 

Actual Skills Academy

Автор Ярослав Аргентов

Ссылки на ресурсы, из которых можно узнать информацию о камнерезном искусстве


Архив Валентина Скурлова


История и традиции в камнерезном искусств


Словарь камнерезов и деятелей камнерезного искусства


Основные центры камнерезного искусства в мире 

Форум-блог об облицовочном камне

Минералогический форум


Терминология на каменном рынке 

Камни и минералы по алфавиту

Форум Гравировка по камню

Actual Skills Academy

Кольцо с инталией «КЕНТУРИОН».

Инталия на аметисте (Санкт-Петербург) из золота 750°. Бриллианты

Фото Сергей Прянечников 

Продолжение по реставрации камня Глава 2, Часть 4.

Николай Матвиенко. 28 февраля 2022 г.

Комментарии (0)

Комментарии отсутствуют

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

  1. Оставьте комментарий в качестве ГОСТЯ. Или ВОЙДИТЕ на сайт как УЧАСТНИК АССАМБЛЕИ. Sign up or login to your account.
0 Characters
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением