АССАМБЛЕЯ

художников, мастеров и ремесленников
магазин уникальных изделий и услуг

Телефон

Мы всегда на связи

Реставрация, мебель, ремонт, покраска. Что выбираем? Рекомендации от Торговый дом Ассамблея.

Реставрация, мебель, цена, ремонт, покраска. Что выбираем?

 Реставрация, мебель, цена, ремонт, покраска

Рекомендации профессионалов реставраторов мебели от Торговый дом Ассамблея.

      Не только в России, но и в мире 2020-2021 годы рассматривается, как годы всемирного экономического кризиса из-за пандемии и самоизоляции, в результате чего резко в разы упали покупки, и заказы на реставрацию, в связи со смещением приоритетов на предметы первой необходимости жизнедеятельности. Реставрация и ремонт мебели не относятся к категории первой необходимости. В статье делается краткий обзор техники реставрации старой мебели ручной работы, реставрация антиквара, покраска мебели, перетяжка и реставрация мягкой мебели, стол, кресло, шкаф. Рассматривается реставрация как на дому, так и в мастерской реставратора мебели с обзором технологий, приемов, ошибок и стоимости реставрации мебели как в Москве, так в и центральном Федеральном округе. На периферии ситуация с ценой на реставрацию антикварной и старой мебели отличается в разы, и этому есть объективные причины. Статья не претендует на статус научного исследовательского обзора.

     Исторически так сложилось, что каждый мужчина, достигший зрелого возраста, считает своей обязанностью купить ножовку, фуганок, стамески, молоток, гвозди и приступить к ремонту старой мебели, доставшейся по наследству от прабабушки. И не важно, что это мебель ручной работы конца XIX века, что на изнанке стоит клеймо «& и сыновья». Жена сказала, въезжая в старые бабушкины покои: дом,мебель, ремонт, муж. Это звучит как Тантра или мэм, как вызов мужскому достоинству. Первый раз в жизни муж берет в руки дерево, резчик из него так себе, и начинает молотком колотить гвозди в старую антикварную мебель XIX века. Жена слышит, что муж стучит, значит можно быть спокойной. В результате, через день антикварный шкаф, диван, поставец, стол, кресло, цена которых измеряется четырьмя или пятью нулями превращается в жалкую старую мебель, цена которой грош.

      Реставрация мебели условно (не научно) классифицируется по нескольким классам и критериям:

  • научная реставрация;
  • консервация;
  • музейная реставрация;
  • атрибуция старой мебели:
  • коммерческая реставрация;
  • реставрация мебели своими руками;
  • реставрация кухонной мебели;
  • реставрация мебели в Москве;
  • реставрация старой мебели в ЦФО и других ФО;
  • ремонт и покраска старой мебели;
  • утилизация мебели;
  • цена реставрации мебели;
  • технологии реставрации мебели.

      Две столицы РФ являются ведущими научными, кадровыми, информационными, технологическими центрами, куда обращаются реставраторы мебели за специалистами, за советами, экспертизой, информацией, инвестициями в мебельный и реставрационный бизнес. У многих есть предвзятое мнение, не основанное на анализе и синтезе информации, что реставраторы мебели — это преуспевающие бизнесмены, разъезжающие на дорогих авто. Труд профессионального реставратора мебели очень тяжелый, сопряженный с неблагоприятными условиями труда, в пыльной мастерской, с лакокрасочными агрессивными химреактивами. Да и рентабельность реставрации мебели в Москве составляет в среднем 15-20%, в федеральных округах около 25-30%. Этот показатель тем выше, чем ниже арендная ставка реставрационной мастерской. Но быть реставратором профессионалом это престиж, это судьба, призвание и признание коллег, это живое прикосновение к истории. Когда реставратор берет в реставрацию кресло, и на нем видны атрибуты и отпечатки последнего императора России, или поставец из покоев Анны Иоанновны – начинается волшебство реставрации.

      В России на 2020 год ведущими научно реставрационными центрами реставрации являются:  

  • центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ);
  • всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря;

      Они напрямую подчиняются Министерству культуры РФ. Косвенное подчинение Госстрою РФ.

      Ведущие российские образовательные организации по реставрации мебели в РФ:

  • Суздальский филиал ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры»;
  • Москов­ская госу­дар­ствен­ная академия им. С. Г. Стро­га­нова;
  • Российский государственный гуманитарный университет;
  • Русская Академия Ремесел.
  • При этом, Питерская школа и Московская школа реставрации, не находясь в конфронтации – соревнуются за:
  • «делением пирога» - госзаказы реставрации;
  • экспертизу памятников культурного наследия;
  • первенство в проведении международных симпозиумов и конференций по реставрации.

      Уместно привести цитату профессионального авторитетного реставратора Сергея Давыдова. Цитата: «… непонятные термины "питерская" и "московская" школа реставрации между которыми всегда было соперничество. Самый авторитетный в глазах нынешнего Министерства культуры реставратор, тогда, ретируясь от критики "питерцев" закончил свое публичное линчевание скандальным заявлением на весь зал: "в конце концов я не реставратор, а технолог". Впрочем, он не характеризовал слабость "московской" школы, а только свою собственную. Это в глазах столоначальников он авторитет, а в нашем ремесле - слабак…».

      Нельзя не упомянуть ушедших бесспорных авторитетов реставрации - Игорь Грабарь - реставратор, искусствовед и Савва Ямщиков - советский и российский реставратор. А также ныне здравствующие реставраторы Федор Иванов, Александр Данилин, Сергей Куликов, Вячеслав Фатин. Значение лидера в реставрации неоценимо. Многие реставраторы работают как солисты, исполняющие сольную арию в произведении искусства реставрации. Иные предпочитают оркестр, где у каждого реставратора своя тема, и свой темпо ритм, а лидер реставратор только дирижер оркестра реставрации. 

      При коммерческой реставрации преследуется единственная цель восстановление функции предмета, при этом подлинность предмета, научная реставрация, атрибуция предмета игнорируется.

      В музейной реставрации главное это – консервация и подлинность, историческая ценность, значимость предмета искусства, а не функциональность. Дерево, мебель, реставрация понятие неотделимы от паспорта реставрации. На каждый предмет мебели составляется паспорт реставрации. (Смотри в конце приложение).

      Некоторые цифры из цепочки – мебель реставрация цена. Итак, стоимость реставрации мебели. Не надо путать с покраской мебели, перетяжкой мебели и ремонтом мебели.

      Стоимость зависит от сохранности и степени загрязнения и утрат при реставрации мебели. Когда утрат много до 30%, сохранность и целостность плачевная – стоимость реставрации иногда доходит до ста тысяч, в том случае, если это предмет, представляющий собой историческую ценность. Часто заказчики, путают ремонт и реставрацию предмета мебели. В том случае, если предмет не ценный, и не представляет собой антикварную мебель, заказчик просит, чтоб «было как новое». В этом случае реставратор пренебрегает подлинностью и исторической ценностью предмета и восстанавливает функциональность предмета. В этом случае стоимость реставрации рукой оценивается в пределах рыночных предложений.  Это может составлять пять тысяч рублей стол, кресло 15 тысяч, шкаф, поставец или креденс 30-40 тысяч рублей. Реставрация старой мягкой мебели требует полной перетяжки всей внутренности: ремни, подкладки, морская трава, конский волос, пружины. Здесь стоимость материалов и работы может колебаться от 15 до 50 тысяч за реставрацию мягкой мебели.

Описание некоторых технологических процессов реставрации мебели из дерева.

  • изолировать и обработать химреактивами для борьбы с микроорганизмами и жучком;
  • дезинфекция и укрепления древесины;
  • фото фиксация предмета до реставрации;
  • составление дефектной ведомости;
  • размягчение и пропитка шиповых соединений обратимыми химреактивами;
  • смывка;
  • просушка;

      Более подробно рассмотрим все процессы реставрации в паспорте реставрации, который составлен для реставрации венгерского стула модели «Шопрон» с мягкой спинкой и сиденьем 1984 года изготовления.

 

Министерство Культуры Российской Федерации.

ПАСПОРТ

реставрации стула мягкого

 

  1. Место постоянного хранения, владелец памятника:

 

 Каталожные данные о памятнике

Примечания, уточнения

Наименование: Стул

 

Авторство: Изготовитель фабрика «Шопронская Мебельно-промышленная Артель» (Soproni Butoripari Szov) г. Будапешт

 

Время создания: 1984 год

 

Материал, основа: Массив бука, ткань обивочная, наполнитель паралон, фурнитура декоративная (металл), морилка, лак

 

Техника исполнения: Столярная работа, резьба, обойка, тонировка, лакирование

 

Размеры:     880 х 470 х 500 мм                                                      

 

 

  1. Основание для реставрации: Возвращение эксплуатационных свойств и эстетического вида предмету, для возможности использования по прямому назначению в домашних условиях. Коммерческая реставрация. Памятник передан в реставрацию «29» апреля 2019 г.
  2. Основные сведения. По сохранившейся этикетке на дне сиденья стула известна фабрика, на которой он изготовлен. Это «Шопронская Мебельно-промышленная Артель» (Soproni Butoripari Szov). Венгерское внешне торговое предприятие «Артекс», г. Будапешт. Фабрика изготавливала мебель из бука и дуба серийным методом. Эта фабрика, как и многие другие производства Венгрии, во времена своей работы (1960-1980 г. г.) плотно сотрудничала с СССР. Стул изготовлен на фабрике в 1984 году и импортировался из Венгрии в СССР. Обычно такие стулья входили в столовые гарнитуры, которые комплектовались таким образом: 6 стульев, обеденный раскладной стол, 2 кресла, круглый журнальный столик. В дальнейшем, стул приобретен в мебельном магазине в г. Москва. После прекращения эксплуатации хранился в гараже.
  3. Описание изображения. Элегантный стул из массива бука с изогнутыми ножками кабриолями и фигурной спинкой, на верхней части которой небольшой резной элемент. Передняя царга с небольшим изгибом. Сиденье и спинка мягкие. Все конструктивные элементы и резной элемент стула выполнены из массива бука. Размеры стула 880 х 470 х 500 мм. По стилистике стул похож на упрощенное прочтение стиля антикварной мебели эпохи Людовика ХV.
  4. Состояние памятника при поступлении в реставрацию

  а) по визуальным наблюдениям: Прочность конструкции нарушена, шиповые и клеевые соединения слабые.  Подвижных элементов нет. Состояние ножек в целом удовлетворительное, все конструктивные элементы оригинальные, и присутствуют. Поверхности стула исцарапаны в результате предыдущей эксплуатации и не надлежащих условий хранения. Помимо естественного старения предмета, значительных поверхностных загрязнений на поверхности, следов покраски и следов от мух, на предмете есть множество механических повреждений. Лаковое покрытие повсеместно растрескалось, или стерто от эксплуатации. На поверхности древесины множество мелких и крупных дефектов: царапин, потертости, пятна; щели в местах стыка деталей изделия. Обивка изделия загрязнена, изношена, и потеряла целостность и эстетический вид. Поролоновая набивка разложилась и имеет вид оранжевой клейковины.

б) общее заключение о состоянии памятника

Требуется переклейка конструкции стула. Также у стула очень плохое состояние лакового покрытия, которые нужно снимать до чистой древесины и наносить заново. Обивка и наполнитель стула не подлежат восстановлению, и требуют полной замены.

  1. 7. Программа проведения работ и её обоснование

            а) Состав и последовательность реставрационных мероприятий:

         Предварительное визуальное исследование

  • Выдержка предмета в месте реставрации
  • Очистка от загрязнений
  • Снятие декоративных гвоздей, скоб, старой обивки и наполнителя
  • Удаление старого покрытия (лак и тонировка) методом циклевания на ровных поверхностях стула
  • Удаление старого покрытия на резьбе стула методом химической смывки
  • Усиление конструктивных частей стула склеиванием
  • Обработка поверхности древесины, подготовка под отделку
  • Окрашивание древесины
  • Восстановление мягких частей стула
  • Окончательная отделка древесины
  1. Проведение реставрационных мероприятий:

№№ п/п

Описание операций с указанием метода, технологии, рецептур, материалов и инструментов, выполнения сопровождающих иллюстративных материалов

Даты начала и окончания операции

Подписи руководителя и исполнителя работ

1

Произведена очистка стула от загрязнений с помощью воды с мылом и тампона, смоченного ацетоном.

27.05.19

 

2

Снятие декоративных гвоздей, скоб, старой обивки и наполнителя с помощью удалителя скоб, бокорезов и кусачек.

27.05.19

 

3

Удаление старого лакового покрытия с прямых поверхностей стула механическим способом, с помощью цикли. Циклевание таким методом доступно и экономично.

27.05.19

 

4

Удаление старого лакового покрытия с резных элементов стула химическим методом, с помощью гелеобразного средства «Abbeizer» производства «Dufa», полимерной пленки и синтетической щетки. Такой способ позволяет бережно очистить резной элемент.

29.05.19

 

5

Полная разборка стула оказалась невозможна, так как обнаружено слишком сильное сцепление клея между деталями. Вследствие этого, с помощью пневматического растяжителя были раздвинуты шиповые соединения, заведен клей и вся конструкция обжата струбцинами. Клей использовался Vitacol (Италия). Последующие работы прекращены до полного высыхания клея.

05.06.19

 

6

Произведена заделка крупных трещин и выбоин клеевой шпаклевкой. Таким образом, восстановлена визуальная целостность древесины.

10.06.19

 

7

Шлифование стула происходило в несколько этапов, с уменьшением зернистости наждачной бумаги (от 150 до 320).

11.06.19

 

8

Поднятие ворса производится посредством увлажнения поверхности древесины водой, с полным просушиванием и последующим шлифованием. На данном стуле ворс поднимался 3 раза.

12.06.19

 

9

Окрашивание древесины, для достижения заданного цвета производится водным раствором анилиновых красителей. Раствор наносится на смоченную водой поверхность с помощью губки.

12.06.19

 

10

Монтаж брезентового полотна  на дно сиденья металлическими скобами, с помощью пневмо степлера и щипцов для натяжки холстов.

17.06.19

 

11

Пришивка двух конусных пружин к брезенту синтетической нитью (шинным кортом) с помощью прямой обойной иглы. Эта процедура не позволяет пружинам сдвигаться  при дальнейшей работе с ними.

19.06.19

 

12

Перевязка пружин выполнена классической девяти узловой вязкой (сочетание перпендикулярной и диагональной вязки) на предварительно вбитые в царги гвозди пеньково-льняным шпагатом. Такой способ формирует плотный «панцирь» обвязки.

22.06.19

 

13

Выстилание полушерстяным ватином поверхности формообразующей заготовки. Используется именно этот материал, так как он имеет высокую стойкость к истиранию.

22.06.19

 

14

Следующий этап - натяжка мешковины на сиденье стула. Производится с помощью щипцов, пневмостеплера и металлических скоб 8 мм.

22.06.19

 

15

Настил формообразующей заготовки кокосовой койрой (латексированное кокосовое волокно) производится в 4 слоя (1 слой боковая кромка и 3 основных) с промежуточным проклеиванием клеем «88 НТ». После окончания процесса сиденье ставится под гнет, до высыхания клея.

22.06.19

 

16

Формирование мягкой части спинки производится натяжкой прочной ткани основы с лицевой и тыльной части, с последующей накладкой формообразующей заготовки из койры и ватина.

Далее, с обеих сторон спинки натягивается миткаль. Используются аналогичные материалы и инструменты, как и в работе с сиденьем.

24.06.19

 

17

Формообразующая заготовка стула обивается миткалью с помощью ручной натяжки и пневмостеплера, таким образом задаётся форма сидения. Также данная процедура обеспечивает защитную функцию в последующем этапе отделки. Это промежуточный этап перед обтяжкой стула  тканью под дизайн заказчика.

24.06.19

 

18

Отделка 20% шеллачным грунтом на ацетоне (200г. шеллака на 1000г. ацетона) в 2 слоя. Это покрытие используется, поскольку шеллак имеет высокую смачивающую способность, которая выявляет текстуру древесины. Акриловый лак, выбранный как финишный для отделки стула, не обладает смачивающим эффектом, что еще раз объясняет целесообразность использования шеллачного грунта перед акриловым лаком.

25.06.19

 

19

Лакирование акриловым бесцветным полу глянцевым лаком фирмы «3V3» в 2 слоя с промежуточной сушкой 1 час. Используется кисть «ANZA».

25.06.19

 

20

Следующий этап — лакирование тонированным акриловым лаком. Тонировка производится на 10% раствором анилинового красителя, и разбавлением состава водой на 20%. Полученным составом поверхность древесины покрывается в 3-7 слоев, с промежуточной сушкой 30-40 минут. Особое внимание уделяется местам, где древесина светлее.

25.06.19

 

21

Окончательная отделка древесины производится вышеупомянутым акриловым лаком в 2 слоя. Это покрытие даст хорошую защиту от возможного негативного воздействия внешней среды.

25.06.19

 

 

  1. Иллюстративный материал до реставрации – есть. Смотри перечень.
  2. Заключение руководителя эксперта об утверждении технологии проведения реставрации – есть.
  3. Результаты проведённых мероприятий - описание изменений технического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуций и пр. В результате реставрационных действий удалось восстановить надежность и крепость конструкции стула. Ликвидированы трещины, царапины и выбоины на древесине. Заново сделана отделка стула. Мягкие части стула созданы по классической методике.

 

   Стул вновь обрел эстетический вид, готов к эксплуатации или продаже.

  1. Рекомендации по условиям хранения памятника

Данное изделие мебели дольше прослужит, если соблюдать некоторые условия эксплуатации и хранения.

Хранить при температуре 18-21 °С и влажности 50-60%.

Не подвергать длительному воздействию прямых солнечных лучей.

Содержать предмет в чистоте и сухости.

Во избежание механических повреждений минимизировать переноски, перевозки, упаковки, распаковки и обращаться максимально аккуратно.

   ИСПОЛНИТЕЛИ РАБОТ:

  •   Руководитель организации или эксперт    
  •   Руководитель работы              
  •   Реставраторы.

      Подведем некоторые итоги.

  • при реставрации мебели из дерева в Москве и регионах российской периферии стоимость реставрации может отличаться на 30-50%;
  • при ремонте домашней мебели не применяется музейная и научная реставрация;
  • ремонт мебели и покраска мебели не означает реставрацию мебели;
  • «недорого» мебель не реставрируют, недорого мебель чинят, красят, ремонтируют своими руками.

      Но даже в том случае, если вы решили отдать мебель из дома в руки реставратора – убедитесь, что это профессионал.

      Среди реставраторов много любителей старины, мечтателей, непрофессиональных, недобросовестных исполнителей. Смотрите не попадитесь в руки краснобаев Светлана Сурнина, Руслан Ишаев, которые прячутся под никнеймами Руслан Мастеровой или Компани Сурни. О них очень дурная слава в среде реставраторов мебели.

      Доверьтесь профессионалам.

    Добро пожаловать в Торговый дом Ассамблея.