Наталья Маева и Екатерина Павловская.
Творческая студия «Магия Мозаики» на Сущевском в Москве.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре.
Tessera – мозаичный кубик древнеримской мозаики.
Hardy – наковальня. Специальный инструмент для колки смальты и мрамора.
Martellina – специально заостренный молоток для колки смальты, мрамора.
На технике древней мозаики родились разновидности изобразительного, декоративно-прикладного и монументального искусства разных жанров.
Екатерина и Наталия. Мы как-то собирали свои мозаичные полотна за соседними столами и сразу нашли общий язык: обе кудрявые, обе брюнетки, обе весёлые – что ещё нужно для крепкой женской дружбы? Карантин и пандемия COVID -19 лишила нас самого дорогого, это наших учеников. Но мы не теряли время зря. Мы создали три монументальные работы. Первая это панно из мрамора, которое мы в шутку называем «Ковер-самолет». Вторая работа «Рассвет» — это панно из смальты. И третья работа — это панно из стекла и золотой смальты, которую мы называем «Царевна лебедь». Это история картины Михаила Врубеля, когда демон увидел Царевну Лебедь и думает в вихрях сомнений, стоит ли начинать новую жизнь. «Рассвет» и «Лебедь» входят в проект «Ассоциации», который скоро мы покажем вам, когда он пополниться новыми шедеврами. Это означает, что в этих работах каждый человек ищет что-то своё, свою ассоциацию, свое вдохновение, свою историю.
Екатерина Павловская. Мозаика – наборное искусство. Каждая буква этого слова вибрирует миллионом оттенков стекла и камня, разбиваясь на осколки формы, вырываясь запахом водорода расколотого камня, создавая причудливые сочетания древнего искусства… Щелк, щелк, щелк…, так колется стекло, кусачки с непривычки давят в руку, а стекло предательски режет пальцы иногда позволяя себе болезненно впиваться под ногти. Стекло не прощает суеты и спешки. Стекло настраивает на спокойствие и внутреннюю тишину, оно дает возможность насладиться процессом и медленно, шаг за шагом приводит тебя к завершенности. Переставая резать и колоть тебя. Так было в начале моего пути. Так появлялся опыт и стиль. Я никогда не искала компромисса. Внутренняя свобода – это кредо моего творчества. К этому я шла не один год. И еще я понимала, что один в поле не воин. Нужна команда единомышленников.
Наталия Маева. В нашей студии есть одна очень удивительная история. На занятия мозаикой к нам приходил молодой человек с девушкой, они в общем-то были знакомы, но, наверное, мозаика сблизила их еще больше. По профессии он бариста, а она работает в нашем здании, и у неё своё кафе. Получилось, что мозаика их сблизила и молодой человек сделал девушке предложение, и у них скоро будет свадьба. Вот так. Мозаика сближает души.
Екатерина Павловская. Сегодня возможности для использования мозаики в интерьере поистине безграничны, а современность и широта применения этого материала только растет. Можно сказать, что при всей красоте мозаики, профессионалы ценят ее еще и за практические свойства, так как декоративного материала, сравнимого по прочности и долговечности с мозаикой, не существует. Для этого мы применяем специальный клей двухкомпонентный, который одинаково устойчив к любой агрессивной среде: мороз, дождь, ультрафиолет, нагревание, механические воздействия, и даже истирание на полу. Причем со временем такая мозаика становится только краше, приобретая тот неповторимый налет времени и старину, как будто армия древних римлян прошли по этому мозаичному полотну.
Наталия Маева. У нас существует несколько тематических курсов на выбор. Это курс по смальте под названием «Море Смальта». Курс с витражным стеклом «Амулеты и талисманы», курс из мрамора – «Каменный цветок». О детях мы тоже не забыли и готовы предложишь маленьким художникам много любопытного в коротких мастер классах. На первом занятии мы предлагаем варианты эскизов, из которых ученик интуитивно выбирает один. Рассказываем техники и способы работы с инструментом. Обязательный инструктаж по технике безопасности. Потом начинается следующий этап – подбор цветовой палитры выбранного материала. Ограничений в материале нет, у нас богатая палитра смальты, мрамора и стекла. Наступает самый волшебный период сборки мозаики по рисунку. По мере складывания в окончательный сюжет с человеком происходит настоящая магия Он, или она, начинает раскрепощать свои внутренние противоречия навстречу творчеству. Это своего рода терапия посредством искусства. Ведь составление мозаики очень похоже на медитацию, когда человек создавая что-то совершенное и вечное закладывает все свои эмоции в процессе работы, рисуя стеклом или мрамором. Заключительный этап — это монтаж, который также может быть выполнен по-разному, в зависимости от первоначальной идеи работы. Ведь мозаика никогда не бывает плоским изображением. А для реализации любых всевозможных задумок у нас есть коворкинг. Вы приходите со своей идеей, а мы подскажем вам как ее воплотить в жизнь.
Катерина Павловская. Нас узнают в Москве. Говорят, эти две брюнетки знают свое дело. Да, есть у нас подход к каждому. Мы людям всегда даём свободу, и никого не ограничиваем. Наша задача научить каждого, познакомить с этим удивительным искусством и влюбить в мозаику. Чтоб они, уходили от нас с навыками и хорошим настроением. Чтобы у них было постоянное стремление создать новую мозаичную работу в любом стиле и в любой технике. Цветовая палитра – это целый мир. Недаром говорят, что цветные сны видят люди, имеющие внутренний свет, силу души. А для нас это самое ценное. Конечно, мы лучше всех. У нас комфортно и очень интересно, главное всегда весело, Добро пожаловать. Приходите в гости на чашку чая или кофе.
Наталия Маева. Волею судеб, мы с Катериной решили углубить свои практические знания по стеклу. К тому времени, у нас уже были свои панно из стекла, смальты и мрамора уже давно пропал страх к этим материалам, и появилось желание попробовать что-то новое. А почему бы не витражи? Поэтому мы записались на курсы витража Тиффани у метро Курская. Прозанимались три месяца и видим перед выпускной работой, что наши пальцы не выдерживают, при обточке стекла пальцы вылетали из строя по одному и мы уже беспокоимся не за свой маникюр, а за свое здоровье. Мы начинаем заматывать свои пальцы тем, что попадается. Перевязочных материалов уже просто не хватает. Но дипломную работу закончить надо. И вот жарким летним днем после защиты диплома приземлившись в уютном ресторане, приносят шампанское. И вместо того, чтобы наслаждаться этим прекрасным напитком и обсуждать те результаты, которые получены, мы вдвоем сидим с погруженными пальчиками в ведерко со льдом. Лед шипит, пузырьки пенятся, освежая израненные пальцы, лед окрашивается кровью от пальцев, соседи перешептываются, глядя в нашу сторону. И тогда мы поняли, что несмотря на большую любовь к стеклу и витражам Тиффани — это не наша история – а мозаика — это наша стихия на века. Навсегда.
Екатерина Павловская. В мозаике, как нигде в другом виде прикладного искусства происходит микширование материалов, техник, технологий. Разнообразие материалов поистине безгранично и далеко не всегда это античные традиционные мрамор и смальта. В современной мозаике сейчас большой популярностью пользуется витражное стекло причем в самых необычных его видах. Например, фьюзинг и лэмпворк. А напольные ковры из обычной речной гальки поражают иногда своим размахом и истинной красотой, радуя глаз их обладателям. Вспомните как галька меняет свой цвет от воды, так же и мозаичные ковры в открытых уличных пространствах как по волшебству меняют свой цвет, играя новыми красками. Конечно мы очень ходим дружить с другими мастерами Ассамблеи, где происходит коллаборация мастеров. Виртуальная онлайн площадка Ассамблея — это то что необходимо всем художникам мастерам. Здесь они могут себя позиционировать с другими мастерами на равных. И здесь любой может увидеть галерею современных мастеров профессионалов. Нашей студии «Магия мозаики» нужны кузнецы, столяры, гончары, фотохудожники. Нам нужны кузнецы для создания определенных конструкций. Например, подставки и подстолья, детали для зеркал. Всевозможные крепежи изящные из цветного металла: латунь, титан, медь, бронза. Мозаика, как вид прикладного искусства сочетается не только сама с собой в виде микширования и синтеза материалов, она сочетается с другими материалами: металл, дерево, керамика. Столярные рамки, подставки из дерева мы часто используем. Керамика требуется реже, но при решении определенной творческой задумки эти материалы подчеркивают идею и соединяют сюжет.
Наталия Маева. Художник всегда работает иллюзионистом и дарит волшебную сказку, его задача захлестнуть эмоциями. Каждый художник владеет оригинальным видением окружающего мира. Мои мозаичные картины — это игра смыслов и воображения. В образах мне видится наша эпоха, романтика, смысл бытия. Из кусочков целое, из идеи – факт осознания радости жизни. Из осколков мелких эмоций я делаю картину. Мозаика — это безграничные возможности для самовыражения и способ донести зрителю свои эмоции. Сегодня возможности для использования мозаики в интерьере поистине безграничны, а современные технологии фиксации и широта применения этого материала только растет.
Катерина Павловская. Мы предоставляем все необходимые материалы и инструменты для обучения, даем полную свободу самовыражения и эмоций. Наша задача – создать атмосферу взаимопонимания, отдыха, удовольствия. Катерина и Наталия мы перфекционисты. Любим совместные проекты. Вместе их придумываем и вместе реализуем. Мы вместе создали школу мозаики на Сущевской у метро Менделеевская. Это территория издательства Молодая гвардия, а студия находится в здании, которое было досуговым местом этой знаменитой редакции. Закупая инструменты, мы рассчитывали на одновременное присутствие в студии десяти человек – именно столько размещается здесь с комфортом. В июле было принято решение сделать группы более камерными. Поэтому на текущий момент инструмента у нас даже больше, чем требуется для полноценной работы студии. Мы изначально решили, что на важном экономить не будем. По этой причине приходящие к нам в студию люди – и новички, и мозаисты со стажем – сразу получают возможность пользоваться качественным дорогим инструментом. При этом, не имеет значения, с камнем, художественным стеклом или смальтой работает человек: он в любом случае будет иметь дело с профессиональными инструментами. У нас есть мартелины и харди, поскольку нам очень нравиться работать с ними. Но для тех, кто по каким-то личным причинам не готов пока пускаться «во все тяжкие», мы в ближайшее время приобретем станок для колки смальты и мрамора. Он уже заказан и скоро будет в нашей студии.
Ученица Екатерины Павловской и Наталии Маевой. То чувство, когда ты получаешь колоссальное удовольствие от работы с цветными стеклышками и камнем. Когда через обучение проходишь свои тупики, одновременно сгребая такое количество инструментов для работы, что даже не знаешь, чему больше радоваться, профессиональному или личному росту. Когда личное энергетическое поле твоего преподавателя настолько сильное, что, просто находясь рядом, заряжаешься, как аккумулятор. Твои коллеги и одно группники становятся друзьями, которых рад видеть. Вокруг столько осознанности и принятия в людях, что видишь потенциал этого мира. Как вчера мой сын сказал вечером: "Ты такая довольная вернулась, как будто в Майнкрафте получила чит-код на неограниченные ресурсы". И вот это точное отражение. Именно так я себя и чувствую, как будто обладаю неограниченными ресурсами творческой энергии от Magic.Mosaic.Art. И конечно прекрасной работой сделанной своими руками.
Записал Николай Матвиенко.
Москва. Сущевка. Менделеевская. Август 2020 год.