Искусство сварки в элементах латунного макета Речного Вокзала

Аргонная сварка Ассамблея ах мир

Макет Канала имени Москвы - сварка как технология и искусство

Наше повествование - о действующей мини-копии Канала имени Москвы, установленной на территории Северного речного вокзала. Макеты шлюзов канала выполнены из латуни под руководством главного конструктора и технолога РПГ “Иван-Пресс” Филатова Андрея.

 Смотрите фильм о готовом и действующем макете канала имени Москвы.https://ahmir.ru/master/886matvienko-nikolaj-nikolaevich/videos/video/24-latun-argon-final 

Рассказ о кропотливой, творческой работе десятков и сотен специалистов, реставраторов, художников, конструкторов, мастеров, сварщиков, аргонщиков, повторивших в латунной миниатюре стилизацию псевдосталинского ампира.

Ассамблея ах мир Речной вокзал Москва

Ностальгия

Наверно, у каждого гражданина постсоветского пространства есть свои воспоминания об этой знаковой точке на карте Москвы. Это важное место для многих москвичей и гостей столицы. Когда мы слышим “речной вокзал”, испытываем личные эмоции, погружаемся в мысли, вспоминаем истории, которыми хочется поделиться с близкими и друзьями.  Для родившихся до и после второй мировой войны — это фильмы «Волга-Волга» 1938 г., «Новая Москва» 1938 г., «По семейным обстоятельствам» 1977 г., «Гонки по вертикали» 1983 г.

Проект северного речного вокзала Ассамблея ах мир    Ассамблея ах мир и проект Северного речного Вокзала.

Некоторые проекты реконструкции Северного речного вокзала. Остальные можно посмотреть по ссылке в конце статьи. 

Для автора этого эссе речной вокзал также является знаковым местом, так как на замерзшем льду с обильным московским снегом с декабря по март от водного стадиона до речного вокзала пролегала лыжная трасса для студентов Московского государственного историко-архивного института, в котором он учился с 1980 по 1986 год. Здание речного вокзала спешно и непрофессионально отреставрировали к Московской Олимпиаде 1980 года. Потом он стал торговой площадкой, затем начал стремительно разрушаться из-за отсутствия системы центрального отопления внутри, и окончательно закрылся в 2010 году. В тот же год Сергей Собянин стал мэром Москвы. С 2017 года из федерального памятника архитектурного наследия речной вокзал перешел на баланс города Москвы с обременениями транспортного узла водных артерий Канала имени Москвы.

 Канал имени Москвы и Ассамблея    Макет из латуни Северный речной Вокзал Ассамблея Ах мир.

Фото речного вокзала с высоты птичьего полета до реставрации. Латунный макет Северного речного вокзала на фоне отреставрированного речного вокзала. 

Этап проектирования

Проект макета канала имени Москвы из латуни до реставрации речного вокзала проходил очень сложный путь согласования, так как это был новодел-проект, и нужно было получить согласие от многих надзорных ведомств для внедрения «инъекции» чужеродного новшества в зону архитектурного наследия. Концепцию ручья со шлюзами разработали в НИИ "МосТрансПроект".

Говорит партнер бюро Kleinewelt Architekten Сергей Переслегин:

- Нужно отреставрировать историческую сетку садовых дорожек и создать альтернативные маршруты для посетителей. В процессе работы над проектом архитекторы старались выполнить две задачи: реконструировать Северный речной вокзал, как памятник архитектуры, и создать его новую историю. Новые решения присутствуют везде: подсветка, бельведеры, фонтаны с подогревом, лифты и пандусы для лиц с ОВЗ, зона парковки и детская площадка. И главный новодел - это ручей-копия Канала имени Москвы с латунными макетами шлюзов.

Цех Иван Пресс и Ассамблея ах мир

В одном из цехов сварки РПГ "Иван-пресс", где варились детали из латуни Канала имени Москвы

Ручей начинается в районе существующего первого причала Северного речного вокзала, а заканчивается - в районе пятого причала. Согласно проекту, длина ручья составляет 516 метров, ширина - 0,5 метра, а глубина - 0,2 метра. Для реализации проекта было запланировано бюджетных инвестиций около 80 млн рублей. Затем урезали финансирование ровно вдвое. А после тендера от первоначального бюджета остались средства, которых едва хватило на материал и зарплату специалистам, сварщикам, аргонщикам, каменщикам, водопроводчикам. Для изготовления шлюза Канала имени Москвы было использовано 5 тонн латунного листа.

Макет из латуни Ассамблея ах мир    Латунный макет Ассамблея Ах мир 

 

Валерий и Максим Ассамблея ах мир

Валерий Кривицкий и Максим Илюшко, сварщики-аргонщики

Технология сварки латунного макета

Для изготовления шлюзов канала имени Москвы было использовано 5 тонн латунного листа. В цеху РПГ “Иван-Пресс” работали 18 специалистов, из них 8 сварщиков, среди которых два выпускника курса аргонной сварки Русской Академии Ремесел Максим Илюшко и Валерий Кривицкий.

Канал имени Москвы Ассамблея Ах мир.

Там, где башня соединяется с центральной частью латунного вокзала, в разные стороны света смотрят четыре литые латунные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец. Евгения Дубровина и Игорь Проклов выполнили все литые скульптуры на макете из латуни, включая декор в виде якорей.

Говорит главный технолог и конструктор Андрей Филатов:

Андрей Филатов Ассамблея Ах мир.

- Пришлось работать на шести сварочных постах круглосуточно. Латунь при сварке деформируется и было заготовлено огромное количество струбцин для жесткой фиксации латунного листа. В разных элементах конструкции макетов была использована толщина один, два, три, четыре, пять миллиметров. При сварке разных по толщине листов происходит коробление металла. Была применена технология TIG неплавящимся электродом в среде аргона с присадочным латунным прутком. Температура дуги около шести тысяч градусов. Цинк испаряется при температуре 420 градусов, а закипает при 907 градусах, из-за чего выделяются опасные пары. При этом латунь приобретает плохую пластичность, и как последствие – его слабая прочность.

Ассамблея ах мир и Андрей Филатов.

- Чтоб швы были пластичные и место сварки было не хрупким пришлось поискать специальный присадочный пруток. Кроме того, был выбран оптимальный режим сварки на наших «умных» сварочных аппаратах. Это означает, что сварочный шов соответствует всем требованиям анти вандального и антикоррозионного исполнения. На всех этапах происходил контроль от генерального подрядчика на соответствие всех деталей согласно чертежам и 3 D моделей. А также проверялся цвет патинирования специальными протравками от воздействия внешней агрессивной среды.

Валера Кривицкий Ассамблея ах мир

 На фото Валерий Кривицкий и Максим Илюшко, сварщики-аргонщики

Валерий Кривицкий имеет богатый опыт сварки черных и цветных металлов еще с прошлых лет, когда он работал начальником участка в фирме по сварке цветных металлов. Когда он пришел на повышение квалификации аргонщика в Русскую Академию Ремесел у него уже был разряд и опыт работы сварки в среде защитных газов неплавящимся электродом. Дипломную работу в Академии Ремесел он блестяще защитил и сразу пошел работать в фирму Иван Пресс руководителем проекта. Руководитель это не означает конторский служащий, это вполне рабочая и инженерная ответственная работа. Надо дать задание сварщикам, аргонщикам, надо самому варить ответственные узлы, составлять технологические карты, осуществлять контроль сварки и т.д.

Сварка аргоном латуни в Ассамблея ах мир.  Ассамблея ах мир и сварка латуни.

На фото Валерий Кривицкий с кораблями.              Детали шлюзов перед сборкой.

 

О работе над макетами рассказывает Валерий Кривицкий:

- Безусловно, мне повезло, что я сразу взялся за такой большой проект - макет из латуни Северного речного вокзала и шлюзов Канала имени Москвы. Пришлось с колес налаживать всю технологическую цепочку: сырье, заготовки, нарезка латунного листа, изготовление кондукторов и оснастки, организация сварочных постов, хранение и маркировка деталей. Сложности были в подборе присадочного прутка. То, что предлагается на рынке, нам не подходило. Нужен был специальный латунный пруток с малым содержанием цинка. Потом начались проблемы с деформацией металла. Решили проблему.

Ассамблея ах мир Москва

Наконец, финишная протравка и обработка специальными химикатами. Это все вредное производство: цинк, реактивы, электромагнитные поля и т.д. Охрана труда в первую очередь. Когда видишь результаты своего и коллективного труда, начинаешь понимать, что командная работа всегда интересней, потому что можно делать грандиозные проекты. Впереди у Иван-Пресс еще есть интересные творческие проекты.

Отходы латуни Ассамблея ах мир  

Бочки отходов латуни после резки латунного листа и заготовок перед сваркой аргоном

Как рассказывают сами сварщики и монтажники, сроки монтажа конструкций были ограничены. Пришлось монтировать и ночью, и днем - за два дня до сдачи объекта. Но они успели, и работа была принята высокой комиссией. 

Шлюзы из латуни Ассамблея ах мир

Добро пожаловать!

С 5 сентября 2020 года отреставрированный Северный речной вокзал открыт для посетителей. Если спуститься по широкой лестнице к причалу, где швартуются корабли, то на причальной линии можно увидеть копии шлюзов «Дубна», «Икша-1», «Икша-2», «Темпы», «Деденево», «Тушино», «Темпов». Изюминка латунной копии шлюза «Яхрома» - медные скульптуры каравеллы Колумба «Санта-Мария». А слева от лестницы в масштабе один к пятидесяти стоит величественный латунный макет Северного речного вокзала. Там, где башня соединяется с центральной частью латунного вокзала, в разные стороны света смотрят четыре литые латунные скульптуры – Южанка, Красноармеец, Северянин и Краснофлотец. Евгения Дубровина и Игорь Проклов выполнили все литые скульптуры для макета из латуни, включая декор в виде якорей.

Волга-Москва Ассамблея ах мир.

Сейчас макет Канала имени Москвы стал любимым местом для детей, будущих мореплавателей, которые запускают здесь кораблики. Этот объект стал любимым местом для фотосессий многочисленных гостей вокзала на реке. В тёмное время суток ручей освещается специальными подводными лампами. https://ahmir.ru/master/886matvienko-nikolaj-nikolaevich/videos/video/24-latun-argon-final

Кораблики Ассамблеи 

 Добро пожаловать в Ассамблею Ах Мир, и в Русскую Академию Ремесел на курсы сварщика-аргонщика.

Персоналии

Начиная с 1935 года по 2020 год в разные годы архитекторы, реставраторы, скульпторы, художники принимали участие в создании жемчужины водной архитектуры Северного Речного Вокзала.

  • Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский.
    Архитектор Тимофей Шафранский.
    Архитектурное бюро Kleinewelt Architekten.
    Архитекторы: Георгий Трофимов, Николай и Сергей Переслегин. Дарья Минеева, Мари Миндиашвили.
    Citizenstudio. Михаил Бейлин, Даниил Никишин.
    Директор музея канала имени Москвы Галина Герке.
    Ведущий архитектор Северного речного вокзала Ольга Кочубей.
    Андрей Клюев гидролог, Москвовед.
  • «АртСтройТехнология» Максим Петунин и генеральный директор этой компании Александр Ушаков.
    Ксения Мокрова художник-реставратор.
    Алексей Емельянов руководитель департамента культурного наследия города Москвы.
    Константин Беляев главный архитектор проекта реставрации Северного речного вокзала.
    Баграт Бабоян реставратор камнеобработки.
    Реставратор витража и стекла Константин Шевченко.
  • Леонид Кондрашов заместитель руководителя Департамента культурного наследия г. Москвы – главный археолог г. Москвы.
    Главный инженер филиала «Северный речной вокзал» ГУП «Мосгортранс» Дмитрий Мельничук.
    Сергей Ромазанов и. о. директора Северного речного вокзала ГУП Мосгортранс.
    Скульптор Иван Ефимов.
    Александр Маслов художник-реставратор.
    Юрий Иванков руководитель ГБУ ГорМост.
    Людмила Сосина художник-реставратор.
    Алла Бородулина реставратор лепного декора.
  • Оксана Бондаренко директор музея Московский транспорт.
    Виктор Крутых мастер гипсовой штукатурки под мрамор.
    Кузьма Антипенков руководитель строительного участка.
    РПГ “Иван-Пресс” выполнила комплекс работ по сборке, сварке, монтажу латунной копии канала имени Москвы. Ассамблея Ах Мир.
    Филатов Андрей руководитель РПГ “Иван-Пресс”, технолог и конструктор латунных шлюзов СРВ.
    Кривицкий Валерий – сварщик аргонщик 5 разряда, мастер высокой квалификации по цветному металлу. Выпускник Русской Академии Ремесел. Ассамблея Ах Мир.
    Илюшко Максим – сварщик аргонщик 4 разряда. Выпускник Русской Академии Ремесел.
  • Будущее Ассамблеи ах мир.

Перспективы

В планах на ближайшие годы — пассажирская канатная дорога от левого берега СРВ до Тушино длинной 2,3 километра. Она соединит соседние районы Левобережный, Северное и Южное Тушино, разделенные Химкинским водохранилищем. Общий объем инвестиций превысит три миллиарда рублей. Открытие канатной дороги предварительно намечено на 2023 год. 

Виртуальный тур


https://archi.ru/russia/74364/istoriya-s-geografiei
https://kuula.co/share/7q0p1/collection/7l025


Ассамблея ах мир приглашает мастеров декоративно-прикладного искусства на свой ресурс для активного участия в тендерах, в исполнении благотворительных и коммерческих заказов. На нашей площадке вы будете активно взаимодействовать с мастерами смежных профессий. У нас в Ассамблее есть интернет-магазин, где вы можете реализовать свои изделия, завести свой собственный блог, наладить контакты. О вашем творчестве узнают тысячи наших подписчиков и гостей.


Добро пожаловать в Ассамблею Ах Мир!


Сентябрь 2020 года. Записал Николай Матвиенко.

Комментарии (1)

This comment was minimized by the moderator on the site

Подскажите, пожалуйста, почему, раз работа была такая тщательная, то не все шлюзы отразили в макетах, а в макетах тех, которые сделали, как говорят специалисты, допустили серьезные ошибки относительно реальности?

Ольга
Комментарии отсутствуют

ОСТАВЬТЕ СВОЙ КОМЕНТАРИЙ

  1. Оставьте комментарий в качестве ГОСТЯ. Или ВОЙДИТЕ на сайт как УЧАСТНИК АССАМБЛЕИ. Sign up or login to your account.
0 Characters
Вложения (0 / 3)
Поделиться вашим местоположением