Ассамблея представляет женщины ювелиры.
Ольга Бровчук. Мы начинаем наш ювелирный марафон. Ювелирный бизнес. Время женщин. Цель - рассказать историю прекрасных женщин, которые достигли успехов в разных областях ювелирного бизнеса. Историю успеха, трудности, которые преодолевали женщины ювелиры. О тех женщинах ювелирах, которые оставили свой след в ювелирном искусстве. И посмотрим на всю ситуацию в исторической ретроспективе. Как это было сто лет назад.
Елена Веселая. У меня достаточно сложные отношения к женщине ювелиру, как профессии. Есть определенная несправедливость и закономерность по отношению к женщинам.
И я хочу начать с первой известной женщины Альма Пиль ALMA PIHL. Она была единственной женщиной дизайнером, работающая в фирма Фаберже. Она из очень хорошей семьи ювелирной. Ее двоюродный дед и двоюродный брат — это отец и сын Август Вильгельм Хольстрем 3.38 очень известные мастера фирмы Фаберже. Ее отец тоже был ювелирным мастером, но, когда Альма пришла в ювелирную компанию Фаберже, ей доверили только рисовать эскизы. Она рисовала альбомы с эскизами марки Фаберже и рисовала в натуральную величину. Но все изменилось, когда в компанию Фаберже обратился предприниматель Нобель, ему нужно было произвести сувенирную ювелирную продукцию в количестве одна тысяча штук. Он хотел одаривать ими своих клиентов, и это было поручено Альме Пиль, и она сделала маленькую брошку в виде снежинки. И Нобель пришел в такой восторг, и так хвалил всем молодого дизайнера, что ей было поручено делать другие рисунки дизайна.
Конечно самое известное что она сделала это броши в виде снежинки. Это горный хрусталь в виде снежинки. Конечно сейчас кто-то хочет это повторить. Но при первом взгляде на них, сразу понятно откуда ноги растут. И второе морозное известное яйцо в стиле снежинки и хрусталя Альмы Пиль. Ее творческая карьера прервалась вместе с компанией Фаберже в 1917 году после революции в России. Она уехала в Финляндию, вышла замуж, и всю оставшуюся жизнь проработала скромным учителем рисования в школе. О своей ювелирной карьере она не вспоминала никогда. Такая история очень характерна для ситуации сто лет назад, потому что женщине с большим трудом могли поручить что-то нарисовать и придумать, и, если это получалось идеально, все равно на первые позиции она не могла никогда выйти.
В компании Картье этого же периода, отец Альфред трех братьев Луи, Пьера и Жака был решительно против чтобы женщины присутствовали в мастерских и магазинах. Но Луи нанял одну женщину, которая занималась вязанием жемчуга. Но магазин находился через дорогу от мастерской, и чтоб женщина не бегала, он разрешил ей работать под лестницей. Но так чтоб никто не знал. И когда она однажды вышла попить воды. В это время Альфред услышал, как шуршат юбки. Гнев его был невероятным. Но Луи был непоколебим и в результате одной женщине разрешили работать в Картье. Почему это было так? Может потому что считалось – женщины отвлекают мужчин от работы.
Ольга Бровчук.В Москве было такое же отношение к женщине, как и в Европе?
Елена Веселая. Я думаю отношение было немного лучше, чем в Европе. Очень долгое время считалось. Что у женщины нет души, и они не способны на творческую работу, и об этом не надо забывать. Женщину априори не ставили в один ряд по творческим способностям в один ряд с мужчинами.
Следующая марка RENE BOIVIN Рене Бойвин. Действительно хозяин компании был Рене Бойвин, женатый на Жанне сестре знаменитейшего кутюрье Поля Пуаре. Надо сказать, что изделия в мире роскоши, тогда еще мира люкса не было. Они соединялись в браках и в торговых марках через брак, и это были такие профессиональные браки в мехах, ювелирном мире и роскоши. Семейные связи жены сильно помогли ювелиру, потому что она приводила к нему клиенток своего брата и все было у них достаточно хорошо.
В 1917 году Рене Бойван умер. И его жена Жанна не нашла ничего лучшего, как скрыть этот факт. Ей удавалось делать достаточно долго, и я знаю не понаслышке. Что смерть главы ювелирной компании скрыть достаточно легко. «Чем я вам могу помочь?». Так Жанна говорила всем клиентам, я веду его дела, я веду учет, его книги. Она делала это по очень простой причине, потому что женщине в то время было очень трудно пробиться и совершенно не было никакой возможности получить финансовую поддержку. Кредит в банке давался только мужчине. Никто никогда не доверил бы никакие деньги женщинам.
Если женщина остается вдовой, естественно предположить, что у компании есть долги, и соответственно вдове не справится со всеми трудностями и у компании нет будущего. И поэтому она скрывала тот факт, что муж у нее умер. У нее были три девушки дизайнеры, которые создали ей необычайно новое лицо, которое сильно отличалось от того что было вокруг в мире роскоши.
Этих девушек звали Сьюзанн Бельперрон, (Suzanne Belperron), Джульет Мутард, (Juliette Moutard), Жермен Бойвин, (Germain Boivin).
И с этими прекрасными девушками до конца тридцатых годов она прекрасно существовала и создала компанию со своим собственным лицом. Ольга Бровчук. А почему она все-таки предпочитала работать с женщинами?
Елена Веселая. Мужчины трудно подчиняются женщинам. Трудно отдавать приказы мужчине, а мужчине трудно подчиняться женщине. Я дума. А может ей просто было приятно работать именно с этими девушками, у них была какая-то общая уютная атмосфера, которая и создала имидж этой компании. Они издали свою книгу-альбом. И ценность этой марки бренда можно определить по ценности этой книги. От четырех тысяч долларов до восемнадцати тысяч долларов. Это библиографическая редкость и неиссякаемый источник новаторских вещей.
Это абсолютно новый подход, много используется горный хрусталь, халцедон, техника камень в камне. Компания просуществовала до середины восьмидесятых годов. И сегодня на аукционах вещи этой марки продаются с высокой ценой. К сожалению, марка закрылась, и у нее есть правообладатели. Но все попытки ее возродить сводятся только к исторической ретроспективе. Это уже история. Давайте следующий.
Сюзанна Бельперон (Suzanne Belperron). Она очень красивая женщина с тонкими чертами лица. Она встретила своего партнера, свою судьбу Бернард Херц (Bernard Herz) и она вместе с ним организовала собственную марку.
Сюзан Бельперон была абсолютно нестандартная женщина, и у нее было очень много подруг среди известных дам. Она никогда бы не достигла таких высот и не вышла бы на такие высокие особы, если бы не покровительство известных людей. Один из ее клиентов был герцог Виндзорский (Windsor), который покупал изделия у Сюзан. Мой стиль – это моя подпись, это был ее девиз.
Она никогда не подписывала свои изделия. Она одна из немногих ювелиров женщин, узнаваемых с первого взгляда. У нее удивительно достойная жизнь. Она участвовала в Сопротивлении. Ее партнера Херца забрали в концлагерь, потому что он был евреем. После войны пришел к ней его сын, и она ему сказала, что она готова отдать ему компанию, потому компанию создал твой отец. На что сын великодушно сказал, что вы были любовью всей его жизни, поэтому компания принадлежит вам.
В результате сохранилось название Херц Бельперон (Herz – Belperron). Когда она состарилась, она приказала сжечь свои эскизы, чтоб они не тиражировались. К сожалению, у сына Бернарда Херца не хватило мужества сжечь эти эскизы, поэтому эти эскизы тиражируются многократно. Аукционная история Сюзан Бельперон очень насыщенна. Один из ее браслетов на аукционе в Нью Йорке был продан за миллион долларов. Для сегодняшних ювелиров узнавать стиль и почерк Бельперон это хороший тон.
Бельперон оказала огромное влияние на европейских ювелиров. Наверно это единственная марка двадцатого века которая носила женское имя.
Следующая марка, мы переселяемся в Америку Анджела Кумингс Angella Gummings. Первая женщина, которая пришла в компанию Тиффани это Анжелла Камингс и она абсолютно поломала тот стиль который господствовал в компании. Она была женщиной очень жесткой и сожгла все эскизы своего предшественника Дональд Клафин.
Donald Clafin and Angela Cummings. Это были современные формы. Это уже стиль Жаклин Кеннеди. Более повседневные и крупные яркие украшения. Есть одна тайна в дизайне настоящем. Он всегда современен. Мы смотрим на вещи Альмы Пиль и можем сказать, что это абсолютно современные украшения. У женщин дизайнеров ювелиров вырабатывается своя линия и стиль, которые имеют свои эргономические формы, лаконичность и выразительность образа, хорошо сидят, их удобно носить.
Мужчины само выражаются в своем дизайне, то есть они хотят показать какие они замечательные. Женщины делают вещи для женщины. Мы переходим к следующей представительнице прекрасного пола Palloma Picasso for Tiffanj & Corp.
Это реклама сама по себе – это дочь знаменитого художника, и она привнесла очень интересную линию. Еще что она ввела новое, то что сейчас бы назвали смайликом, это знаменитый росчерк пера в виде вытянутой звезды. А еще пиктограммы, которые стали интересны и современны. 37/
Третья женщина Тиффани это Elsa Peretti. Ее знаменитые браслеты. Которые очень любила Лайза Минелли. И ее очень простые и лаконичные кольца, браслеты, изделия ознаменовали новый поворот, полностью обновленной линейки Тиффани. То есть компания которая развивается не вглубь, а в ширь, которая производит изделия для повседневного ношения.
Мы возвращаемся в Европу и еще одна женщина дизайнер это Marina B. Она сейчас живет в Монако, и ей далеко за девяносто лет. Буква В с точкой скрывает за собой знаменитую итальянскую фамилию, которая известна всем ювелирам это (BVLGARI) Булгари. Она представитель этого семейства.
В восьмидесятые годы во главе компании были три брата Паоло Николи и Джани (Paul Nikoly Jony). И у них были две двоюродные сестры Анна и Марина. Марина работала дизайнером в компании Булгари. Но братья в конце концов, выражаясь современным языком, слили. Она ушла и создала свою собственную марку.
Мы с вами отправляемся в Гонконг и следующая женщина Michelle Ong & Carnet. Мишель Онг – утонченная дама, которая училась в Америке, прекрасно говорит на английском. Изящная и замечательная красавица и делает вещи, которые подходят ей, и эти вещи очень хорошо воспринимаются всеми остальными. У нее интересная кинематографическая карьера, потому что когда делался фильм Код Да Винчи, ее попросили сделать ювелирное украшение ключ в готическом стиле и другие предметы, и если быть внимательным, то их можно увидеть в фильме. Она была единственным ювелиром, который был упомянут в фильме Безумно богатые азиаты.
Она довольно много работает с титаном. Она знакома с творчеством Жоэль Розенталь (Joel Arthur Rosenthal). Она принципиально не использует лазерную пайку. Она считает, что в современных изделиях должно сохранится какое-то количество современного труда. И в этом тоже женский подход, уважение к деталям.
Мы переходим к еще одной азиатской девушке Кинди Чао - Cindy Chao.
Елена Веселая. Она начала очень мудро, потому что она прославилась сначала в Америке. Она делала каждый год по бабочке. Эту бабочку она сделала в соавторстве с Джесикой Паркер, что значительно добавляет бабочке стоимость. И эта бабочка была продана на аукционе с помпой, и это имя вошло в аукционный обиход современного искусства. Ее дед был архитектором, а отец был скульптором, поэтому она очень гордится тем что она делает все своими руками. Они достаточно легкие, потому что это титан. Вот эта мужская бабочка она достаточно объемная, и крупные изделия они сейчас в тренде, если человек что-то надел, то это должно быть видно. Anna Hu.
Ее вечная соперница Анна Ху, которая тоже долгое время жила в Америке. Ее беззастенчивое копирование Ван Клифа. Она бывший музыкант и очень амбициозная дама. Она переиграла руку и больше играть не сможет, она сейчас сочиняет мелодию из драгоценных камней. Она заявляет, что хочет быть первой ювелирной маркой двадцатого века с женским именем. Но на мой взгляд это ярко выраженный азиатский дизайн, при этом без четкой линии.
Ольга Бровчук. Елена. Вот мы посмотрели дизайнеров азиатского происхождение. Скажите, а их основными покупателями являются женщины из Азии? Или они все-таки находят своих покупателей и в Европе, и в Америке?
Елена Веселая. Они не случайно прожили какую-то часть жизни в Америке. Я вам честно скажу, что в Азии очень много дизайна такого плана, но в Азии не так много покупателей на такие изделия. Потому что, то что продается в ювелирных магазинах в Азии, и то к чему привыкло население, выглядит совершенно иначе. Это дизайн придуман, чтоб понравиться в других странах.
Gimel. И мы опять переселяемся в Японию. Компания Гимель. Она почти совершенство, и это проглядывается во всем. По всему, по качеству работы, по вниманию к деталям, по четкости линий, по очень тонким переходам цвета. Девиз компании этика. Этому подчинено все. Она уделяет огромное внимание деталям. Она переселила свою мастерскую высоко на гору, и туда далеко добираться по серпантину.
Она это сделала сознательно для того чтобы художники и рабочие ювелиры, которые каждый день поднимаются в гору видели. Что вот сегодня распускаются сакура и вишни, послезавтра листья опали, то есть, глаз должен учиться распознавать перемену оттенков и красок в природе. Все ее украшения очень маленькие. И, не все европейские дамы, и русские дамы готовы их носить. У нее построена работа на одном авторе, который разрабатывает все, от камней до воплощения.
От модели до полировки и шлифовки. Она представительница очень древнего рода аристократии японской, и во всех отношениях невероятно хороша. Таких людей очень мало в этой стране. И ее преданность любимому делу и трепетное отношение к людям вызывают уважение. Ее художники сидят перед панорамным окном, в котором видны горы, море, лес, линия горизонта. Я со слезами вспоминаю наши ювелирные мастерские в подвалах, бытие определяет сознание.
Alexandra Mor. Следующая наша героиня это Александра Мор – американка. Несколько лет назад она озаботилась экологической идеей и поехала на остров Бали, где она использовала орех тагуа. Очень крепкий как слоновая кость. Очень заметна ее приверженность экологическому стилю и роли женщины в осознании этого мира, где женщина оберегает целостность экологии.
Bao Bao Wan. Когда мы о говорим о женщинах ювелирах, я называю лишь некоторых, на самом деле женщин дизайнеров очень много. В большинстве крупных ювелирных марок лидирующие позиции дизайнеров занимают женщины. В Индии, например, есть специальная государственная программа для женщин дизайнеров. Бао Бао Ван девушка ювелир из материкового Китая, и она такая коммунистическая принцесса, потому что ее дедушка председатель компартии КНР.
Ее ювелирные украшения достаточно тонкие интересные, национальным китайским колоритом.
Sussane Syz. Сюзан Сиз. Живет в Женеве.
Ольга Бровчук. Да. Это такая очень гламурная дама, которая любит посещать приемы, организовать шоу-вечер различных мероприятий. Сама она яркая блондинка и делает яркие ювелирные украшения. Она делает несколько направлений и систематизировать мне их достаточно сложно.
Елена Веселая. Она была клиенткой JAR. И ее изделия заимствованы у него, но в них нет той завершенности и композиционного совершенства как у JAR. Но он делает это очень долго и стоит это очень дорого, и она решила делать это все сама. Но ее серьги очень напоминают канделябры люстры. Она художник поп-арт с лобовой композицией. Например, пилюли радости. Она берет таблетки, плюшки, пластинки, банки. Она все время вспоминают свою молодость как она тусовалась с Энди Уорхол. Продолжение смотрите в эфире Ассамблея.